Методический материал

 Юлия Викторовна Кузьмичева

Методический материал, включает в себя Нормативно-правовые акты, цели, задачи работы психологической службы ДОУ, содержание некоторых диагностических методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soiro_attestatsiya.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

  1. Профилактика и минимизация трудностей в адаптации, социализации, интеллектуальном и личностном развитии воспитанников.
  2. Проведение диагностики детей с целью выявления возможных отклонений уже на начальных стадиях развития.
  3. Создание условий, способствующих эмоциональному благополучию, повышению самооценки и уверенности в себе воспитанников ДОУ.
  4. Оказание помощи детям группы «риска».
  5. Повышение психологической компетенции участников образовательного процесса в вопросах психологического благополучия детей дошкольного возраста, подготовки к школьному обучению в соответствии с ФГОС ДО.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 29.12.2022 г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.) Скачать
  • Приказ Минпросвещения России № 1028 от 25.11.2022 г. «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» Скачать
  • Приказ Минпросвещения России № 1022 от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ» Скачать
  • Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (изменения от 01.12.2022 г.) Скачать
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (срок действия с 01.01.2021 по 01.01.2027 года) Скачать
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Скачать
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»» (срок действия с 01.03.2021 года по 01.03.2027 года) Скачать
  • Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования) Скачать
  • Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ» Скачать
  • Распоряжение МП РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» Скачать
  • Этический кодекс педагога-психолога Скачать
  • Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017 года) Скачать
  • Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования» 
  • Инструктивное письмо от 24.12.2001 № 29/1889-6  «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» 
  • Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"

ЗАКОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Об образовании в Саратовской области от г.Саратов 28 ноября 2013 г. N 215-ЗСО (с изменениями на 22 февраля 2023 года)

Цель деятельности: создание психолого-педагогических условий, содействующих позитивной социализации и индивидуализации, личностному развитию детей дошкольного возраста. Содействие созданию комфортного и благоприятного климата в дошкольном учреждении.

Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:

  • Психологическая диагностика. 
    Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится и после проведения коррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов.
  • Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные развивающие и психокоррекционные занятия.
  • Психологическое просвещение и психологическая профилактика. 
    Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
  • Психологическое консультирование. 
    Психологическое консультирование в ДОУ проводится с воспитателями и родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
  • Экспертная работа

оценка соответствия образовательной среды поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растёт, обучается и воспитывается ребёнок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния.

Участие в заседании ППк ДОУ

Наблюдение за взаимодействием педагогов с детьми

Методика «Паровозик» (Велиева С.В) позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Инструкция 

“Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.”. Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен)

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию. 

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. 
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). 

Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу. 

Методика диагностики детских страхов (Захаров)

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Метод А.И. Захарова по диагностике страхов целесообразно использовать в соединении с тестом «Красный дом — черный дом».

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать

Процедура проведения: проводится в форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют, а ключ — выбросить или потерять (это несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Обработка результатов: на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.

Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей                (А.М. Щетинина).  (6-7 лет)                             

      Методика предназначена для диагностики проявлений эмпатических реакций и поведения у детей.  

Опросник состоит из 12 вопросов.                                      

Опросник содержит 12 проявлений эмпатических реакций и поведения, которые определяются по критериям: часто, иногда, никогда. За каждый ответ проставляются баллы от 6 до 0. Сумма баллов позволяет судить о проявлениях эмпатических реакций и поведения. Ребенок может набрать от 1 до 24 баллов. В зависимости от набранных баллов, оценивание осуществляется по четырем уровням: высокий (гуманистический), средний (смешанный), ниже среднего (эгоцентрический) и низкий

Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека

(А.М.Щетинина)

Цели:

1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия:

а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;
б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и обстановка, в которой был изображен человек.)

2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера поставленной перед ребенком задачи.

3. Определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека.

4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются.

5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.

Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях.

Для решения поставленных задач были созданы или же частично модифицированы следующие методики исследования.

Типы восприятия.

А - довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмоционального состояния какой-либо ситуации ("Он, наверное, мультики смотрит" и т.п.).

Б - диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально ("веселый… так нарисовано", "веселится он", "посмотрел и узнал, что грустит" и т.п.). По-видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы еще не дифференцированы.

В - диффузно-локальный тип. Дети, воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).

Г - аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.

Д - синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие ("Злая она, потому что вся злая - и лицо, и стоит зло"). Элементы экспрессии дети не дифференцируют.

Е - аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их ("она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот", "у малыша удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и ротик открыл немножко и брови высоко поднял").

Методика " Изучение социальных эмоций"

Источник: Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.  

Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и ситуации.

Проведение исследования. Сначала за детьми 3-7 лет наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии.

 При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.

Методика “Лесенка” (Щур В.Г.) на выявление самооценки

Методика “Лесенка” (Щур В.Г.) направлена на исследование самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста.

Для проведения диагностики в качестве стимульного материала используется лесенка с семью ступеньками.

Процедура проведения и инструкция

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и дают инструкцию:

 «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, воспитатель».

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

МЕТОДИКА «ЦВЕТИК-ВОСЬМИЦВЕТИК». ПРОХОРОВ А.О., ВЕЛИЕВА С.В.

Методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку. Возраст: от 2.5 до 7 лет. Необходимые материалы: предварительно изготовленная сердцевина цветка — белого цвета; предварительно изготовленные разноцветные лепестки красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов (цвета ТЦВ Люшера).

Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы. Психологу необходимо наладить доверительный контакт с ребёнком, узнать о значимых взрослых из его окружения (или иметь список взрослых, полученный в беседе с родителем/заместителем родителя), погрузить ребёнка в игровую ситуацию и дать следующую инструкцию. Инструкция: «Выбери лепесток, который ты отдашь маме, папе и т.д.». Можно предложить выбрать лепесток для себя. Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т.д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Данные заносятся в таблицу

Опросный лист «Выявление особенностей эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста» (Авторы: Н.Артюхина, А.М.Щетинина)

Цель - выявление особенностей эмоционального состояния ребенка.

Материал - опросный лист.

Организация - опросные листы предоставляются педагогу-дефектологу и воспитателю для заполнения.

Обработка данных.

За каждый ответ, соответствующий букве А, начисляется 0 баллов, букве Б - 1 балл, букве В - 2 балла. Затем подсчитывается сумма баллов.

Интерпретация данных.

Если получилось в сумме от 0 до 12 баллов, то можно констатировать, что ребенок эмоционально благополучен.

Если же сумма равна 13-18 баллам, то можно полагать, что ребенок не вполне эмоционально благополучен.

Показатели от 19 до 24 баллов свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:

- желание вступать в общение,

- взаимодействовать длительное время;

- успешное участие в коллективных делах;

- успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;

- умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

- заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.

Средний уровень эмоционального благополучия:

- недостаточная инициативность при общении;

- предпочтение исключительно пассивных ролей;

- неумение улаживать конфликты;

- принятие помощи и при возможности ее оказание.

Низкий уровень эмоционального благополучия:

- нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

- отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия;

- отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

- исключительная ориентация на собственные действия;

- непризнание правил и норм общения, деятельности

- отсутствие понятий «хорошо» - «плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

- конфликтность, агрессивность.