Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)

Пудовкина Ляйля Шамилевна

Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

 

Какая цель у           внедрения  ФОП

·             Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;

·             создать единое ядро содержания дошкольного образования;

·             создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания

ФОП в дошкольном учреждении вводится с 1 сентября 2023 года. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года. Это Федеральная общеобразовательная программа, в которой содержится новая инструкция обучения и воспитания детей. ФОП (или ФООП) разработан для каждого уровня образования: начального общего, основного общего, среднего общего и дошкольного образования.ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы

Цель создания и внедрения новых стандартов – организация единого образовательного пространства во всей стране. Ответственным за переход детского сада на ФОП считается заведующая ДО. Она издает приказ, собирает команду, вводит в курс дела педагогический коллектив и родителей.

В ФОП входит: учебно-методическая документация: федеральные учебные планы; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы; федеральная рабочая программа воспитания; федеральные рабочие программы учебных предметов; программа формирования УУД; программа коррекционной работы.

Дошкольный ФОП состоит из следующих разделов:

  • Общие положения;
  • Целевой раздел федеральной программы;
  • Содержательный раздел федеральной программы;
  • Федеральная рабочая программа воспитания;
  • Организационный раздел федеральной программы.

К 1 сентября 2023 года необходимо написать образовательную программу ДОУ на основе ФОП ДО. Это делает каждый детский сад самостоятельно. На сегодня существует огромное количество различных курсов, марафонов, сайтов и прочих обучающих ресурсов на платной и бесплатной основе, которые помогают эту программу создать. Есть даже готовые программы, которые можно просто купить. Будьте аккуратны, сейчас очень много желающих заработать нечестным образом на необходимости заведующих написать новую программу.

Новая программа детского сада должна быть написана на основе новой модельной федеральной образовательной программы — ФОП ДО. Готовые программы, такие как «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» и прочие теперь уже нельзя использовать без изменений и просто идти по ним, их придется переработать или использовать частично. Получается, что каждый детский сад будет иметь свою авторскую специально созданную его коллективом программу на основании дошкольного ФОП.

Программа ДО ФОП ДО должна включать следующие разделы:

  • целевой раздел;
  • содержательный раздел;
  • организационный раздел.

А также должна быть дополнена рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы, назваться она должна «Образовательная программа МДОУ «Ромашка» (название приведено к примеру).

Понятно и широко описано оснащение и реорганизация РППС в ДО под новые требования.

«Среда должна быть оснащена полным набором оборудования для различных видов детской деятельности в помещении и на участке, игровыми и физкультурными площадками, озелененной территорией». «ДОО должна иметь необходимое оснащение и оборудование для всех видов воспитательной и образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов)… …помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей; …мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного, театрального, музыкального творчества, музыкальные инструменты; административные помещения, методический кабинет; помещения для занятий специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог)»

ПРАВО ВЫБОРА ИГРУШЕК ЗА ДО

Обратите внимание, что дошкольный ФОП оставляет право выбора игрового и дидактического оборудования за детским садом. Конечно же, нужно руководствоваться общими принципами ФОП ДО, но конкретно какую пирамидку или пазл приобретать – решает детский сад. Для удобства работы компания «Детский сад» создала специально по ФОП ДО комплекты для организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС).

«ФОП оставляет за ДОО право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации образовательной программы. В зависимости от возможностей, ДОО может создать условия для материально-технического оснащения дополнительных помещений: детских библиотек и видеотек, компьютерно-игровых комплексов, дизайн-студий, и театральных студий, мастерских, мультстудий и кванториумов, игротек, зимних садов, аудиовизуальных и компьютерных комплексов, экологических троп на территории ДОО, музеев, тренажерных залов, фито-баров, саун и соляных пещер и др., позволяющих расширить образовательное пространство. Федеральная программа предусматривает необходимость в специальном оснащении и оборудовании для организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.»

В новой образовательной программе мы видим перечисление современного оборудования для образовательной деятельности, предлагаются к оснащению сада передовые интерактивные обучающие комплексы. Отдельно выделена информация, что детский сад может закупать и пользоваться электронными ресурсами, мультимедийными материалами, а значит можно приобретать обучающие программы на флеш-носителях, дисках и прочее.

«Федеральной программой предусмотрено также использование ДОО обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию периодических и электронных ресурсов, методическую литературу, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.»

Тем не менее, в ФОП нам дается ссылка на более конкретный перечень оборудования, которое рекомендовано для оснащения детского сада. Документ называется – «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 26 декабря 2022 г.)»

Товары, которые описаны в этом списке есть в продаже у компании «Детский сад». Если вам необхолим этот список напишите нам и мы вам его вышлем - yellowahha@yandex.ru

ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Обратите внимание, в дошкольном ФОП написано, что приоритет в выборе оборудования для оснащения ДО за российскими производителями! Именно такую политику всегда и ведет компания «Детский сад», собирая на своих полках лучшие образцы детских игр и игрушек от российских производителей, рекомендованных для использования в ДО.

«При проведении закупок оборудования и средств обучения и воспитания необходимо руководствоваться нормами законодательства РФ, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского производства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими юридическими лицами.»