«Профилактика деструктивных взаимоотношений родителей с детьми»

Белозерова Евгения Викторовна

Родительское собрание

по оказанию психолого-педагогической помощи родителям в коррекции деструктивных стилей родительско-детских

 и в формировании конструктивных взаимоотношений с детьми

Автор-составитель

 

педагог-психолог Белозерова Е.В.

Тема: Профилактика деструктивных взаимоотношений родителей с детьми

Категория участников: родители средних, старших, подготовительных групп.

Форма проведения: семинар-практикум

Цель: оказание психолого-педагогической помощи родителям в коррекции деструктивных стилей родительско-детских отношений

Задачи:

  1. Ознакомить родителей со стилями детски-родительскими отношениями;
  2. Показать родителям эффективность последовательности требований во взаимодействии с ребенком;
  3. Создать условия для формирования мотивации самоисследования и самоизменения;
  4. Помочь осознать родителям особенность своего эмоционального отношения к ребенку;
  5. Помочь переосмыслить собственную родительскую роль.
  6. Помочь научить по-новому сотрудничать с ребенком, выражать свои чувства, свою любовь и нежность.

Условия организации: музыкальный зал

Материалы и оборудование: бланки с опросниками, памятка для родителей, столы; стулья, по количеству участников; бумага для записи, по количеству участников мультимедиа (ПК, аудиоколонки, экран, проектор), расслабляющая музыка.

Методы и приёмы: мини-лекция, групповая дискуссия; моделирование и разрешение проблемных ситуаций; визуализация, нервно-мышечная релаксация.

 

 

План семинара-практикума:

      Часть 1.  Организационная.

  1. Знакомство с родителями
  2. Опросник С. Степанова "Стили родительского поведения".

Часть 2. Основная часть

1. Мини-лекция «О стилях семейного воспитания»

3. Примеры деструктивных установок

4. Приём «погружения», составленного по принципу визуализации:

5. Упражнение "Письмо самому себе».

Часть 3. Заключительная часть

  1. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А. Я. Варга, В.В. Столин.
  2. Рефлексия
  3. Раздача бланков-памяток.

Мини-лекция

Воспитание не может быть хаотичным, бессистемным, так как в данном случае его просто нельзя назвать данным термином. Научно доказано, что характер, как психологическое новообразование, есть результат семейного воспитания и формируется уже к третьему году жизни ребенка, что выражается в кризисе трех лет. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Как вы считаете, что влияет на выбор родителями той или иной тактики взаимодействия с ребенком?

Итак, на выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

- генетические особенности ребенка и родителей, и их совместимость;

- традиции, на которых воспитывались сами родители;

научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;

- нравственные устои семьи. [2]

Психологами выделяются несколько основных стилей родительского поведения. Причем, эти стили родительского поведения далеко не всегда осознанны самими родителями. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля.

Индифферентный тип семейного воспитания (в различных источниках встречаются термины «гипоопека», «безразличный тип») характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Такие родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они, как правило, безразличны к его потребностям и запросам, не считают нужным обращать на них внимание. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, убеждены, что если их ребенок одет, обут и отправлен в школу, то их родительский долг выполнен.

Они, как правило, непоследовательно и неумело используют методы наказания и поощрения: могут наказать ребенка и тут же поощрить, лишь бы он только не закатывал истерик и не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж.

В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду.

Как вы думаете, каким вырастет ребенок в данной семье?

В результате такого воспитания формируется конформный социально — психологический тип личности. Такие дети, как правило, не имеют собственного мнения, любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать (потому, что их просто не научили этому); зачастую, не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети из таких семей более других склонны к проблемному поведению.

2) Либеральный тип семейного воспитания (или попустительский). Уровень контроля также низкий, но отношения теплые. Руководящая роль родителей в такой семье незначительна, они не умеют или не хотят воспитывать ребенка, возможно, высоко ценят его личность, считая простительными различные слабости; легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? На сколько разумно он этой свободой воспользуется?

Ребенок предоставлен сам себе и спрогнозировать его дальнейший характер невозможно, так как он в большей мере будет зависеть от того, в какой среде будет жить и учиться помимо семьи. Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не формируются.

Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отвержения, дети чувствуют страх и неуверенность.

3) Авторитарный тип семейного воспитания (в разных источниках встречаются еще такие названия, как «автократический», «диктат», «доминирование») — это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, придерживающиеся данного стиля поведения с ребенком, хорошо представляют, каким он должен вырасти, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях, зачастую, очень категоричны и неуступчивы. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Этому способствуют следующие причины:

- Неоправданные надежды и неудовлетворенность родителей своей семейной жизнью или детьми, эмоциональное непринятие ребенка;

Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестко, и они автоматически переносят стиль воспитания родительской семьи в свою собственную семью;

- Родители считают чрезмерно значимым для себя мнение других людей об их детях и считают его основным в контролировании собственных детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком, и постоянно контролируют его поступки - диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка.

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне родителей, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы наказания, и они выросли «хорошими людьми».

Подумайте, чем для таких родителей выгоден данный метод воспитания?

Как вы думаете, комфортно ли ребенку ежедневно находиться под таким прессингом?

Каким вырастет ребенок в данной семье и на сколько теплыми впоследствии будут отношения между детьми и родителями?

В таких семьях дети испытывают дефицит родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Они очень хорошо знают свои слабые стороны (т. к. об этом им постоянно напоминают, чтобы ребенок «знал свое место») и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Они часто говорят: «яйцо курицу не учит».

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности. Как результат - либо пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность. В любом случае - ощущение психологического неблагополучия.

4) Гиперопека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя; полностью концентрируя свое внимание на ребенке.

Такой стиль семейного воспитания может быть обусловлен некоторыми причинами: болезненность ребенка с раннего детства, и особенности характера родителей. В результате этого родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление нездоровья или недовольства ребенка. Они ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки; с раннего детства стараются оградить ребенка от каких бы то ни было наказаний со своей стороны, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности. Как результат - либо пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность. В любом случае - ощущение психологического неблагополучия.

Скажите, пожалуйста, на сколько эффективен данный стиль воспитания?

В чем вы видите его плюсы?

В чем состоят минусы?

Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким родительским надзором, тем самым они считают, что болезни роста и детские кризисные ситуации обойдут их стороной. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома.

Каким вырастет ребенок в такой семье?

В процессе данного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у детей и подростков, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. Часто именно эта категория подростков дает наибольшее число нервных срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

5) Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Что вы можете сказать о возможных последствиях в развитии ребенка при наличии подобной ситуации в семье?

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка ребенка.

Так как же нужно воспитывать детей?

6) Авторитетное воспитание (в различных источниках встречаются термины «гармоничный стиль», «демократический стиль», «сотрудничество») означает теплые отношения и высокий уровень контроля. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей и личную ответственность в соответствии с их возрастными возможностями. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. Допускают и изменение своих требований в разумных пределах.

Гармоничный стиль воспитания, естественно, формирует гармоничный тип личности ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте такие он может нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания реагирует разумно и старается больше не нарушать порядок. У таких детей рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Они вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. [4]

  1. Игра Сердце семьи
  2. Что такое родительские установки

Родительские установки — это стереотипный набор правил поведения, прививаемых детям родителями, они могут быть:

— вербальными (выражаются словами);

— невербальными (выражаются при помощи жестов, поступков и т.д.).

То, что для родителя лишь слова, сказанные в пылу гнева, для ребенка — целая трагедия. Бесспорно, следование положительным установкам сказывается благоприятно на психическом и эмоциональном здоровье ребенка. Но именно отрицательные родительские установки несут особую опасность, так как малыш сознательно или бессознательно будет следовать им, а запоминаются и те и другие одинаково хорошо.

Отрицательные родительские установки деструктивны по последствиям своего влияния и затрагивают все стороны развития ребенка. Особенно велико влияние на его личностные качества.

Примеры деструктивных родительских установок:

«Умри!»

Что заставляет человека покончить жизнь самоубийством? Некоторые психологи считают, что одной из причин такого саморазрушительного поведения может стать усвоенная в детстве родительская установка «Умри» («Не живи»). Из уст родителей она может звучать как: «Чтоб ты пропал», «Лучше бы ты умер», «Надо было сделать аборт». Данное послание принимается детьми осознанно или неосознанно, но результаты схожи: депрессивные состояния, заниженная самооценка, ощущение никчемности, постоянное чувство вины, неумение принимать любовь («Я не достоин любви»). Здесь же и повышенная предрасположенность к различным зависимостям, и невротические расстройства.

Установка «Умри» имеет самые опасные последствия из всех возможных. Родителям необходимо помнить, что дети очень восприимчивы и понимают все буквально. При этом от них не ускользнет смысл скрытой угрозы, даже если поведение взрослого будет приветливым и безобидным.

Если малыш слышит от родителей, что он не нужен, бестолковый, что создает проблемы и мешает, что он виноват во всех бедах, то он действительно в это поверит. Отсюда же произрастет его самоубеждение, что он заслуживает наказания.

Такие разрушительные родительские установки имеют огромное влияние даже во взрослом возрасте. Они могут приводить к деструктивному поведению, выражающемуся в наркомании, алкоголизме, других зависимостях, а также к попыткам суицида.

«Будь другим!»

Установка «Будь другим» (или «Не будь собой») наблюдается у родителей, когда:

 

1. Родители ждали ребенка одного пола, а родился — противоположного.

2. Взрослые недовольны малышом и хотят, чтобы тот был похож на образ, который им по нраву. Например, на старшего ребенка, на чада подруги, отличника в классе и т.д.

Эти родительские установки находят выход во фразах: «Будь, как он (она)», «Они добились успехов, а вот ты…». Или же: «Тебе нужно быть лучше, чем он (она)», «Занимайся тем, чем мы тебе говорим» и т.д.

В результате, дети, воспитанные в такой системе координат, в будущем приобретают комплексы неполноценности, патологический перфекционизм, неврозы.

«Не будь ребенком!»

Данная родительская установка чаще всего встречается, когда:

1.Родитель сам «вечный ребенок», инфантильный и безответственный. Подсознательно эти люди сами нуждаются в «няньках», которые взяли бы на себя часть их обязанностей. Их установка, выраженная в словах, звучит как «Ты уже достаточно взрослый, чтобы самому с этим справиться».

2.Родители игнорируют личностные особенности детского возраста. Например, это может быть связано с тяжелым детством самих родителей. У них не было времени на веселье и игры. Поэтому они не понимают необходимости оных для собственного чада.

3.Перекладывают часть ответственности и забот о младшем ребенке на старшего. Такая родительская установка смотрится как: «Так как ты старший, то должен заботиться, уступать и жертвовать». Со временем ребенок сам дает себе запрет на «детскость». Он принимает предписанные обязанности по уходу за малышом, потому что он считает, что непременно должен соответствовать ожиданиям родителей.

4.Постоянные ссоры между родителями приводят к развитию у ребёнка чувства вины в их конфликтах.

«Не думай!»

Порой родители скептически относятся к умственным способностям своего ребенка. Не только постоянно критикуют за малейшие ошибки, но и в целом считают, что малыш недостаточно хорош или вовсе глупый и неспособный.

Ребенок, постоянно выслушивающий в свой адрес только уничижительную критику со временем примет установку «Не думай». Он свыкнется с мыслью, что все равно покажет себя с худшей стороны и получит негативный результат. Выросший на такой установке человек не будет способен преодолевать трудности. А еще сформировать, высказать и отстоять собственное мнение.

«Не чувствуй!»

Данная родительская установка распространена в семьях, где проявление эмоций не приветствуется родителями. Мать и отец скрывают свои истинные чувства по отношению друг к другу, близким родственникам, друзьям, и, наконец, к самому ребенку. Проявлять эмоции, нежные чувства в таких семьях не принято. Полагается вести себя эмоционально сухо, все действия и события рассматриваются лишь с точки зрения «правильно-не правильно». В частности, из этой же серии установки: «Стыдно плакать!», «Хватит бояться — ты же не трус!» .

Если эмоции и чувства не находят естественного выхода, то они перерастают в депрессии, нервные расстройства и психосоматические заболевания.

Заключение

Бездумное выплескивание негатива, агрессии в адрес ребенка или в его присутствии приводят к закреплению в его сознании и подсознании разрушительных установок. Если не уделить вовремя внимания самоконтролю, родители рискуют получить трудновоспитуемого подростка. В дальнейшем отрицательные родительские установки могут привести к губительным последствиям для ваших детей во взрослой жизни.

 

Часть 3. Заключительная часть

Приём «погружения», составленного по принципу визуализации:

Для его проведения можно использовать релаксационную музыку.

Погружение в детство. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с нами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую и надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, держите за руку что совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

 Упражнение "Письмо самому себе».  Педагог-психолог предлагает родителям написать письма самим себе. Это письмо может быть от мудрого человека, от друга или родственника. Работу можно выполнять индивидуально, в парах или группах. При работе в парах и группах тематику писем следует связать с общей темой родительского собрания."

Рефлексия

 

Раздача бланков-памяток.

 

 

Комментарии

Олеся Николаевна Муравьева

Очень интересно, возьму себе на заметку.

СИДЯКОВА СВЕТЛАНА ГРИГОРЬЕВНА

Очень серьезная и актуальная тема! Спасибо за полезную информацию.

Шошорина Нина Геннадьевна

Статья очень познавательная и актуальная .Возьму себе на вооружение .Спасибо.