развитие мелкой моторики у дошкольников

Пономаренко Светлана Сергеевна

Развитие мелкой моторики у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_m_otoriki_u_doshkolnikov.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика - это точные движения пальцами рук и ног, которые задействуют мышцы, суставы, нервы и зрение. Мелкая моторика отвечает за силу захвата, скорость и координацию движений.

У ребенка развита мелкая моторика, если он может:

Держать карандаш, писать или рисовать им.

Работать ножницами.

Застегивать пуговицы или молнию.

Завязывать шнурки.

Есть с помощью вилки и ложки.

Нажимать кнопки.

Подчеркну: мелкая моторика — это слаженные движения ладоней, запястий и пальцев, а также ступней, лодыжек и пальцев ног. Речь не только о ровной и плавной ходьбе, но и, например, о занятиях танцами и спортом — футболом, плаванием, гимнастикой. Развитие мелкой моторики необходимо для полноценного управления своим телом на протяжении всей жизни.

Мелкая моторика тесно связана с когнитивными способностями — памятью, вниманием, мышлением. Это значит, что при недостаточно развитых мелкомоторных навыках ребенок неизбежно будет в чем-то отставать. Например, с трудом концентрировать внимание и плохо запоминать новую информацию.

Кроме того, от мелкой моторики зависит и речевое развитие: если есть проблемы с короткими и точными движениями пальцами, ребенок может медленнее осваивать новые слова и их правильное произношение. При этом его общая подвижность и активность может быть нормальной.

Вот другие причины развивать мелкую моторику:

-улучшается зрительно-моторная координация, то есть последовательное выполнение слаженных действий — например, ребенок может налить воду из бутылки в стакан или наполнить тарелку супом;

-развивается мозг, формируются новые нейронные связи. Ребенок в прямом смысле слова умнеет: придумывает свои способы решения тех или иных задач, учится творить;

-совершенствуется речь, расширяется словарный запас, тренируется правильное произношение;

-обучение становится результативнее — ребенок легче и быстрее усваивает новое, например складывает слоги в слова и вникает в правила игр;

-появляется навык ухода за собой: освоив туалет, ребенок учится самостоятельно умываться, чистить зубы, мыться без помощи взрослых;

-повышается независимость и самооценка — например, ребенок может самостоятельно одеться или поесть. Эти умения придают уверенности в себе и своих силах.

Игры с крупами.

Оборудование: рис, гречка, горох.

Горох.

Пять маленьких горошин

Заперты в стручке. ( переплетая пальцы, сжимаем руки вместе)

Вот выросла одна,

И тесно ей уже. ( выпрямляем большие пальцы)

Но вот растёт вторая,

И третья, а потом

Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)

Сказал стручок: "Бом!» (хлопаем)

Помощник.

Я крупу перебираю, мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами рис от гречки отличу.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Игра с горошком.

Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:

"Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай и другому передай".

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

«Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

 Пуговицы.

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

«Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

«Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

 Игры со шнурками.

Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:

перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

«прошагать» по лесенке из шнурка;

«Плетение» из шнура: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца. Затем обводить снизу под безымянным пальцем, затем сверху - на средний палец, снизу - на указательный палец, сверху - на большой палец, и обратно - в противоположной последовательности.

Различные шнуровки.

Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

Выкладывание геометрических фигур.

Составление узоров.

Выкладывание предметов - дом, машина…

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет Дни недели.

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала, ( кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила, (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. ( машем ладошками к себе)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),

Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись, (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли! (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры.

Комплекс дидактических игр:

1. «Кто скорее свернет ленту?»

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках. Длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры:

Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.

Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел - лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

2. «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры:

ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

все пальцы должны участвовать;

нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

3.«Скользим на лыжах»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры:

Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

В новеньких сапожках

-Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Топаем дружнее: топ- топ- топ».

Данные дидактические игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, действия с предметами стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.