Воспитание традиционных ценностей у детей – сирот в условиях детского дома

Самарская Наталия Геннадьевна

Весь окружающий нас мир, все его многообразие мы можем расценивать как «предметные ценности», оценивать мир с разных точек зрения красоты и безобразия, истины и лжи, добра и зла. Неоспоримо, что ценности носят социальный характер и всегда являются человеческими ценностями. Их формирование происходит в результате деятельности человека, его отношений и форм общения. Поэтому на процесс формирования ценностей оказывают влияние все факторы человеческого существования – биологические, психические, социальные. Сочетание этих факторов обуславливает личностные ценности, которые формируют в совокупности общечеловеческие. Говоря о традиционных ценностях, мы говорим об общечеловеческих ценностях, которые имеют для человека положительное значение и способны удовлетворять многообразные потребности как в материальной, так и в духовной деятельности.

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, ученые относят к числу важнейших научных философских, психологических, педагогических проблем. Это связано с той ролью, которую они играют в развитии человека и общества. Например, такие ценности как добро, прекрасное, гуманизм, Родина, семья не имеют этнических границ, присущи всем народам. 
Семья находится на стыке ценностей частной и общественной жизни. И именно в семье происходят самые важные жизненные события человеческого круга жизни: зачатие и рождение в биологическом и духовном смысле, и в ней должны создаваться, культивироваться и передаваться человеческие ценности. Хорошо, когда жизнь ребенка протекает в лоне семьи, где сам ребенок является бережно охраняемой, неуклонно поддерживаемой и обогащаемой ценностью. В нашем случае это далеко не так. Для детей детского дома ценность семьи утеряна в реальном мире. Дети дезориентированы, они хотят домой, эта ценность дома останется с ними навсегда, как бы им хорошо не жилось в детском доме. 
Рост числа дезадаптированных и неполных семей, разводов и отсутствие в стране ясной, продуманной программы поддержки материнства и детства свидетельствуют о снижении в российском обществе ценности семьи и семейных отношений. 
К росту в нашей стране социального сиротства привели разрушение системы ценностей, резкое падение уровня жизни большей части населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе. Россия сегодня занимает первое место в мире по числу сирот. Изменение социального состава сирот, вызвавшее увеличение среди них количества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, обучении, поведении требуют особых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей, включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей.
У детей, поступающих в детский дом,  возникает так называемый ценностный конфликт и ценностный стресс. Г.Олпорт впервые обратил внимание в своих социально – психологических исследованиях, что в условиях быстрых социальных изменений, а в данном случае это отрыв детей из привычных, пусть не благоприятных мест существования, и поступление их в детский дом, новые условия оказывают стрессовое воздействие на интеграцию ценностей.
Особенно сложно работать с детьми – сиротами из семей малочисленных народов Севера. Замкнутость пространства, недостаток общения, суровые условия, этнический менталитет, плюс негативные генетические последствия накладывают свой отпечаток на формирование личности, формирование ценностей.
Понимая, что наши дети лишены счастья жить в своей семье, рядом с любящими, заботящимися о них родителями, остро ощущаешь дефицит у них чувства любви, сопереживания, сочувствия. У ребят не сформированы эмоциональные критерии и потребности – пусковые инструменты воли. У них, как правило, не сформированы духовно-нравственные ценности.
В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему нельзя разделять воспитание духовное от нравственного? Воспитание всегда начинается с формирования духовного стержня человека – основных нравственных ориентиров, которые проявляется в системе его отношений к окружающему миру и к самому себе.
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без простой душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику. А нравственность – это мораль, внутренний закон человека, который должен руководствоваться золотым правилом нравственности: «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Истоки духовности находятся в области введения детей в мир православия, веры и любви к человеку и Богу, благоговения перед самой жизнью, как первой из ценностей. Воспитание у детей - сирот ценностного отношения к жизни: ее надо прожить достойно, то есть недостаточно родиться на этой земле человеком, нужно «стать» и «быть» человеком. 
Необходимо научить детей беречь свою жизнь, научить боязни разрушить свою душу. Для этого в программу воспитания детей детского дома введен курс знакомства с православными ценностями, которые помогут детям жить по заповедям, обеспечивающим духовно – нравственное становление растущего человека.
Для детей детского дома актуальна такая ценность, как ненасилие. Привыкшие к насилию и издевательствам в дезадаптированной семье, они часто перестают воспринимать насилие как зло, поскольку имеют смутное представление о духе ненасилия, своих правах и обязанностях. В сознании таких детей нередко прочно закрепляется ошибочная установка на правомерность применения насилия, культивируемого ими позже, уже во «взрослой» жизни. Ненасилие, присутствуя в системе ценностей, напрямую связано с направленностью личности, определяет ее содержательную сторону, ядро мотивации и философию жизни, взгляды ребенка  на мир, отношение к себе, к природе, к окружающим его людям. В детском доме созданы психолого-педагогические условия, при которых воспитательная среда становится средством развития у детей-сирот ценности ненасилия.
В сознании ребенка ценности выполняют роль ориентиров в социальной действительности. Они помогают при овладении своим поведением в процессе социализации личности. Работая с детьми коренной национальности, необходимо знакомить их с традициями ненецкого народа, так как они выступают средством приобщения ребенка к системе ценностей в данном обществе. Изучение традиций, обычаев, фольклора ненцев помогают детям освоить опыт предшествующих поколений. В качестве материала для изучения традиционных ценностей ненецкого народа я брала фольклорные источники – ненецкие сказки, сказания. По сказанию «Сын хозяина Ябта – Саля» [3] был поставлен спектакль, в котором участвовали 25 детей из 47. Данное сказание можно назвать «Летописью» жизни, истории, культуры ненецкого народа. В сказании смысл жизни в родном краю, на своей земле является базисным. Утрата жизни на родной земле, восселение в родовых землях зла в виде Хана Хаденготы воспринимается как большое несчастье. А зло боится, что сын владыки Ябта - Саля отомстит, а пока не «окрепнет он, и за лук не схватится он», зло должно погубить его. На протяжении всего сказания идет описание родной земли, ее красоты, силы в виде рек, гор, лесов. Обращаются к силам природы за помощью, к  земле – «Мать - земля наша, Я – Небя…» и земля помогает выстоять в тяжелых моментах, оберегает. Обращение к дороге - «Стань дорога мне - словно мать, будь дорога мне – как сестра», к оленям «Оленьки – олешки мои, вы всегда к человеку добры, помогите мне, братья мои…» Все события сказания сопровождает Слово – Песня, которое должно «все, что оно видало, что слыхало в тундре когда» людям будущего рассказать «пронеся сквозь дни и года». В сказании четко прослеживается ценность родины, дома, семьи.
Мужество, честность, взаимопомощь - эти ценности всегда были значимы для ненцев, так как без них просто не выжить в суровых условиях Севера. 
Ненецкий фольклор передает все ценности ненецкого народа – ценностное отношение к природе, уважение и почитание своих предков, отношение к человеку, к гостю. Традиционное ценностное отношение к семье, поведение детей, послушание, уважение  к женщине и матери, родственные отношения, отношения к труду представлены в различных фольклорных жанрах, таких как сказки, легенды, песни, которые также помогают в воспитательной работе с детьми детского дома.
Ориентация на традиционные ценности ненецкого народа прослеживается в разделе «Национальное наследие» программы «Становление». Воспитание гражданственности, патриотизма, правовое воспитание, трудовое и эстетическое воспитание включены также в данную программу.
Творчество – одна из гуманных ценностей, приобщение к которой дает детям возможность стать лучше, расширяет позитивные возможности ребенка, дарит радость вдохновения и чувство успешности, что так необходимо нашим детям. Творчество проходит красной линией по жизни наших детей. Оно еще и бальзам для их израненных душ. 
Не надо забывать и о материальных ценностях. Они обеспечивают человеку возможность самой жизни, ведь ребенок не может расти без полноценного питания, без крова и одежды. В большинстве случаев эти дети уже испытали нищету, голод, насилие. В современном обществе принято считать, что дети, воспитывающиеся в «казенных» домах, имеют все, что необходимо для нормальной жизни. И, в основном, это так. В нашем детском доме дети одеты, обуты, сыты. У них имеется все для учебной деятельности. Потребительское отношение к материальным ценностям выражается в неумении беречь, сохранять. Дети  всегда уверены, что завтра взамен потерянной, порванной, поломанной вещи они получат новую, без всякого утруждения и без особой благодарности с их стороны. Поэтому, так тяжело им приходится, когда выйдя из стен детского дома, они вдруг понимают истинную цену вещам, приобретаемых ими самими, на заработанные деньги. Очень бы хотелось, чтобы наши воспитанники смогли понять и принять ценности, традиционные для русского и ненецкого народов, смогли стать полноценными гражданами  общества, стать счастливыми людьми в современном мире.

 

Литература:

  1. Андреев Г.Л. О религиозном понимании добра и зла. Нравственность и
    религия. М.: Наука.- 1964.
  2. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.- 1997.
  3. Попов Ю.И. Цимбалистенко Н.В., Мифология, фольклор и литература Ямала. Издательство Института проблем освоения Севера.-  2002г.
  4. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.- 1998.
  5.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание традиционных ценностей у детей – сирот в условиях детского дома

Весь окружающий нас мир, все его многообразие мы можем расценивать как «предметные ценности», оценивать мир с разных точек зрения красоты и безобразия, истины и лжи, добра и зла. Неоспоримо, что ценности носят социальный характер и всегда являются человеческими ценностями. Их формирование происходит в результате деятельности человека, его отношений и форм общения. Поэтому на процесс формирования ценностей оказывают влияние все факторы человеческого существования – биологические, психические, социальные. Сочетание этих факторов обуславливает личностные ценности, которые формируют в совокупности общечеловеческие. Говоря о традиционных ценностях, мы говорим об общечеловеческих ценностях, которые имеют для человека положительное значение и способны удовлетворять многообразные потребности как в материальной, так и в духовной деятельности.
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, ученые относят к числу важнейших научных философских, психологических, педагогических проблем. Это связано с той ролью, которую они играют в развитии человека и общества. Например, такие ценности как добро, прекрасное, гуманизм, Родина, семья не имеют этнических границ, присущи всем народам. 
Семья находится на стыке ценностей частной и общественной жизни. И именно в семье происходят самые важные жизненные события человеческого круга жизни: зачатие и рождение в биологическом и духовном смысле, и в ней должны создаваться, культивироваться и передаваться человеческие ценности. Хорошо, когда жизнь ребенка протекает в лоне семьи, где сам ребенок является бережно охраняемой, неуклонно поддерживаемой и обогащаемой ценностью. В нашем случае это далеко не так. Для детей детского дома ценность семьи утеряна в реальном мире. Дети дезориентированы, они хотят домой, эта ценность дома останется с ними навсегда, как бы им хорошо не жилось в детском доме. 
Рост числа дезадаптированных и неполных семей, разводов и отсутствие в стране ясной, продуманной программы поддержки материнства и детства свидетельствуют о снижении в российском обществе ценности семьи и семейных отношений. 
К росту в нашей стране социального сиротства привели разрушение системы ценностей, резкое падение уровня жизни большей части населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе. Россия сегодня занимает первое место в мире по числу сирот. Изменение социального состава сирот, вызвавшее увеличение среди них количества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, обучении, поведении требуют особых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей, включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей.
У детей, поступающих в детский дом,  возникает так называемый ценностный конфликт и ценностный стресс. Г.Олпорт впервые обратил внимание в своих социально – психологических исследованиях, что в условиях быстрых социальных изменений, а в данном случае это отрыв детей из привычных, пусть не благоприятных мест существования, и поступление их в детский дом, новые условия оказывают стрессовое воздействие на интеграцию ценностей.
Особенно сложно работать с детьми – сиротами из семей малочисленных народов Севера. Замкнутость пространства, недостаток общения, суровые условия, этнический менталитет, плюс негативные генетические последствия накладывают свой отпечаток на формирование личности, формирование ценностей.
Понимая, что наши дети лишены счастья жить в своей семье, рядом с любящими, заботящимися о них родителями, остро ощущаешь дефицит у них чувства любви, сопереживания, сочувствия. У ребят не сформированы эмоциональные критерии и потребности – пусковые инструменты воли. У них, как правило, не сформированы духовно-нравственные ценности.
В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему нельзя разделять воспитание духовное от нравственного? Воспитание всегда начинается с формирования духовного стержня человека – основных нравственных ориентиров, которые проявляется в системе его отношений к окружающему миру и к самому себе.
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без простой душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику. А нравственность – это мораль, внутренний закон человека, который должен руководствоваться золотым правилом нравственности: «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Истоки духовности находятся в области введения детей в мир православия, веры и любви к человеку и Богу, благоговения перед самой жизнью, как первой из ценностей. Воспитание у детей - сирот ценностного отношения к жизни: ее надо прожить достойно, то есть недостаточно родиться на этой земле человеком, нужно «стать» и «быть» человеком. 
Необходимо научить детей беречь свою жизнь, научить боязни разрушить свою душу. Для этого в программу воспитания детей детского дома введен курс знакомства с православными ценностями, которые помогут детям жить по заповедям, обеспечивающим духовно – нравственное становление растущего человека.
Для детей детского дома актуальна такая ценность, как ненасилие. Привыкшие к насилию и издевательствам в дезадаптированной семье, они часто перестают воспринимать насилие как зло, поскольку имеют смутное представление о духе ненасилия, своих правах и обязанностях. В сознании таких детей нередко прочно закрепляется ошибочная установка на правомерность применения насилия, культивируемого ими позже, уже во «взрослой» жизни. Ненасилие, присутствуя в системе ценностей, напрямую связано с направленностью личности, определяет ее содержательную сторону, ядро мотивации и философию жизни, взгляды ребенка  на мир, отношение к себе, к природе, к окружающим его людям. В детском доме созданы психолого-педагогические условия, при которых воспитательная среда становится средством развития у детей-сирот ценности ненасилия.
В сознании ребенка ценности выполняют роль ориентиров в социальной действительности. Они помогают при овладении своим поведением в процессе социализации личности. Работая с детьми коренной национальности, необходимо знакомить их с традициями ненецкого народа, так как они выступают средством приобщения ребенка к системе ценностей в данном обществе. Изучение традиций, обычаев, фольклора ненцев помогают детям освоить опыт предшествующих поколений. В качестве материала для изучения традиционных ценностей ненецкого народа я брала фольклорные источники – ненецкие сказки, сказания. По сказанию «Сын хозяина Ябта – Саля» [3] был поставлен спектакль, в котором участвовали 25 детей из 47. Данное сказание можно назвать «Летописью» жизни, истории, культуры ненецкого народа. В сказании смысл жизни в родном краю, на своей земле является базисным. Утрата жизни на родной земле, восселение в родовых землях зла в виде Хана Хаденготы воспринимается как большое несчастье. А зло боится, что сын владыки Ябта - Саля отомстит, а пока не «окрепнет он, и за лук не схватится он», зло должно погубить его. На протяжении всего сказания идет описание родной земли, ее красоты, силы в виде рек, гор, лесов. Обращаются к силам природы за помощью, к  земле – «Мать - земля наша, Я – Небя…» и земля помогает выстоять в тяжелых моментах, оберегает. Обращение к дороге - «Стань дорога мне - словно мать, будь дорога мне – как сестра», к оленям «Оленьки – олешки мои, вы всегда к человеку добры, помогите мне, братья мои…» Все события сказания сопровождает Слово – Песня, которое должно «все, что оно видало, что слыхало в тундре когда» людям будущего рассказать «пронеся сквозь дни и года». В сказании четко прослеживается ценность родины, дома, семьи.
Мужество, честность, взаимопомощь - эти ценности всегда были значимы для ненцев, так как без них просто не выжить в суровых условиях Севера. 
Ненецкий фольклор передает все ценности ненецкого народа – ценностное отношение к природе, уважение и почитание своих предков, отношение к человеку, к гостю. Традиционное ценностное отношение к семье, поведение детей, послушание, уважение  к женщине и матери, родственные отношения, отношения к труду представлены в различных фольклорных жанрах, таких как сказки, легенды, песни, которые также помогают в воспитательной работе с детьми детского дома.
Ориентация на традиционные ценности ненецкого народа прослеживается в разделе «Национальное наследие» программы «Становление». Воспитание гражданственности, патриотизма, правовое воспитание, трудовое и эстетическое воспитание включены также в данную программу.
Творчество – одна из гуманных ценностей, приобщение к которой дает детям возможность стать лучше, расширяет позитивные возможности ребенка, дарит радость вдохновения и чувство успешности, что так необходимо нашим детям. Творчество проходит красной линией по жизни наших детей. Оно еще и бальзам для их израненных душ. 
Не надо забывать и о материальных ценностях. Они обеспечивают человеку возможность самой жизни, ведь ребенок не может расти без полноценного питания, без крова и одежды. В большинстве случаев эти дети уже испытали нищету, голод, насилие. В современном обществе принято считать, что дети, воспитывающиеся в «казенных» домах, имеют все, что необходимо для нормальной жизни. И, в основном, это так. В нашем детском доме дети одеты, обуты, сыты. У них имеется все для учебной деятельности. Потребительское отношение к материальным ценностям выражается в неумении беречь, сохранять. Дети  всегда уверены, что завтра взамен потерянной, порванной, поломанной вещи они получат новую, без всякого утруждения и без особой благодарности с их стороны. Поэтому, так тяжело им приходится, когда выйдя из стен детского дома, они вдруг понимают истинную цену вещам, приобретаемых ими самими, на заработанные деньги. Очень бы хотелось, чтобы наши воспитанники смогли понять и принять ценности, традиционные для русского и ненецкого народов, смогли стать полноценными гражданами  общества, стать счастливыми людьми в современном мире.

 

Литература:

  1. Андреев Г.Л. О религиозном понимании добра и зла. Нравственность и
    религия. М.: Наука.- 1964.
  2. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.- 1997.
  3. Попов Ю.И. Цимбалистенко Н.В., Мифология, фольклор и литература Ямала. Издательство Института проблем освоения Севера.-  2002г.
  4. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.- 1998.