«Село. Уехать нельзя остаться. Поставь свою запятую»

Белова Валентина Борисовна

Эссе на тему:

«Село. Уехать нельзя остаться. Поставь свою запятую»

 

Меня зовут Белова Валентина Борисовна. Работаю в школе села Фролово учителем начальных классов. Подвигов на «трудовом фронте» не совершала, но люди уважают и на том им спасибо. Слава Богу что школа есть и наша общая первостепенная задача сберечь ее. Конечно, школа не является первостепенным условием проживания людей в конкретном месте, однако по опыту своих наблюдений могу утверждать, наверняка – если не будет школы, село опустеет быстро. И это вполне логично. Даже люди, имеющие работу в деревне, в условиях отсутствия школы вынуждены переезжать, чтобы обеспечить детям возможность получать образование. Частично этот вопрос решается наличием школьного транспорта. Но не все так просто. Школьники, приезжающие на школьном автобусе не могут полноценно вписаться в жизнь школы так как их время пребывание в школе ограниченно. Они не всегда могут участвовать в школьных организационных и спортивных мероприятиях и вообще в жизни школы. Вот и получается, что школа – это большое благо, которое надо беречь и государству и людям.

Но для жизни села необходимо самое главное – работа. Семейные люди, имеющие работу и достаточные средства существования, редко куда-то уезжают с обжитых мест, меняя привычный размеренный уклад на дискомфорт и тесноту. Они не бросаются в «омут с головой», всему дают оценку, предпочитают проводить аналогии и сравнения  при принятии важных решений, чтят традиции и уклад, оберегают и защищают свой дом и свою семью. А молодые трудоустроенные на селе люди подчиняясь незыблемым законам жизни стремятся создавать новые семьи. Словом, там где есть работа – там есть и жизнь.

Но как создать рабочие места  в селе? Колхозы и совхозы уже давно в прошлом. Фермеры почти все разорились и разъехались. Различные организации остались лишь в воспоминаниях. Торговля и та процветает там, где люди в состоянии что-то покупать. Вопрос этот является серьезным и насущным уже добрый десяток лет на всех уровнях. Однако, он почему-то не решается. Возможно, частично из-за отсутствия возможностей, частично из-за отсутствия желания. На сегодняшний день существует лишь одно решение этого вопроса – привлечение инвесторов. Только вот какими «ковришками» можно привлекать современных инвесторов, а вместе с ними – работодателей? Если учесть, что потенциальный современный инвестор является до мозга костей капиталистом, привлечь его внимание можно только размером прибыли, получаемой им в процессе сельхозпроизводства. Да-да, именно, сельхозпроизводства, а не сельского хозяйства, которое само по себе, естественно, является малоприбыльным.

Еще один путь повышения прибыли инвесторов сельхозпредприятий, который не стоит оставлять без внимания,  – это льготное налогообложение, хотя бы на первое время. К этому можно добавить и льготное кредитование, и административно-правовые льготы и т.д. и т.п.

Но, я полагаю, не будет являться правильным ждать и надеяться, что приняв пакет льготных условий для сельхозинвесторов, власть может успокоиться и считать этот вопрос решенным. Власть и ее отдельные представители должны постоянно работать в этом направлении, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Это значит, что необходимо также разработать механизм деятельности и обязательств администраций и определенных чиновников с нормами ответственности и списками обязанностей за эту работу.

На самом деле у этой проблемы есть еще одна не очень заметная, но очень важная сторона. Всем известно, что реку питают ручьи, без которых река бы обмелела и впоследствии высохла бы совсем. Именно ручьи, впадающие в реку определяют цвет и состав ее вод. Проводя аналогию развития общества с рекой можно заметить, что как ручьи питают реку, так и деревни питают и наполняют города, привнося в них вековые устои, обычаи, традиции. Если этот процесс прекратиться, города превратятся в агрегации и впоследствии опустеют. Незавидная и неприятная перспектива. Как корни являются основой могучего дерева, так и села являются основой городов, областей и, наконец, государства. Стоит обрубить корни и гибель дерева неизбежна.

Как корни дерева, находясь в земле, сокрыты от взора, так и деревни со своим «убогим» бытом не привлекают внимания, не вызывают желания приехать туда привыкшим к комфорту людям, так сказать, «спуститься с небес на грешную землю».

Еще одна проблема. Уезжающий народ назад в село, как правило, не возвращается. Об этом свидетельствует советский и зарубежный опыт. Надо беречь тех, кто еще остался и готов всю жизнь прожить на земле. Для этого необходимо сделать все возможное. Конкретно пока не знаю что, но все, что только возможно. Работа, школа, жилье, больницы, детские сады и доступные магазины – я бы сделала все, что только смогла бы. Пусть хотя бы начнут, и начнут с рабочих мест, а там видно будет.

Сама же я, как уже говорила, являюсь учителем начальных классов. На первый взгляд от нас учителей мало что зависит. Мы не распределяем государственные средства, не разрабатываем приоритетных программ, не принимаем ключевых законов, не осуществляем актуальных и судьбоносных решений. Результаты нашей деятельности не могут быть проявлены завтра, через месяц, и даже через год. Мы не можем дать ощутимого экономического эффекта и приносить реальную прибыль, а тем более сверхприбыль. Но мы работаем на перспективу. Мы формируем общество завтрашнего дня, его ценности, его принципы и мораль. Сегодня наши учащиеся сидят за партами, а завтра будут прокладывать дороги, пробивать тоннели, осваивать новые земли, управлять самолетами и поездами. То есть многие из них будут нести огромный груз ответственности. И степень осознания этой ответственности зависит во многом от учителя. Значит основной нашей задачей – моей и моих коллег – формирование полноценного, настоящего, ответственного гражданина своей страны не смотря ни на что.