Непрерывное повышение профессионального уровня педагога – вокалиста.

Непрерывное повышение профессионального уровня педагога – вокалиста. Моё музыкальное развитие началось с 4 лет в детской музыкальной школе, продолжалось в музучилище, но на высокий уровень осмысления вышло в Горьковской и Московской консерватории во время написания диссертации, тема которой была сопряжена с музыкальной и личностной психологией. С тех пор профессиональное развитие идёт непрерывно, так как это продиктовано всё большим жанровым разнообразием изучаемого репертуара и пониманием того, что остановка, или другими словами-стагнация (пер лат стагнацио-. «застой»)-это начало конца, и ты неизбежно попадаешь во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механистичности. Практика показывает, что высококвалифицированному педагогу свойственно получать удовлетворение от своей работы, и это – важный стимул. И поэтому я учусь, осваиваю все новые и новые методики, техники, стили вокала. Имея за плечами академическое консерваторское образование, для переучивания с академического , для освоения школ и методик преподавания современного эстрадно-джазового пения мною была проделана значительная работа. Так в марте 2019 года ,после двухлетнего заочного обучения ,я прошла обучение на очном двухдневном вокальном интенсиве в Москве «Западные вокальные техники» у Мартины Мартинеро, вокального тренера, сертифицированного международной ассоциацией тренеров США (USA), являющейся также Вокальным продюсером и сонграйтером, Berklee College of Music. У неё же и команды её тренеров прошла марафоны с обратной связью по бэлтингу, мелизматике, твэнгу, марафоны Антикупол, Вокальные приёмы мировых звёзд, Вокальные лайфхаки, Переходные ноты (“Vowel modification”) в 202о - 2021 году. Также на заочном обучении и курсах я изучила и продолжаю осваивать западно-европейские и американские техники современного вокала CVT Она же Complete Vocal Technique, Совершенная Вокальная Техника, по методу Кэтрин Садолин, направления и техники рок- и экстрим -вокала у Кары Герклоц (Лидера-вокалистки металл-бэнда, выпускницы программ Vocal Academy и TVS (USA), ознакомилась на заочных курсах со школами Эстилл Войс тренинг-(Э ВИ ТИ), Кэна Темплиена, Ирины Цукановой, Веры Фокс, Екатерины Белобровы, Саши Совы. Красивый вокальный голос-это прежде всего- свободный голос, поточное дыхание. Убирать зажимы, снимать психологические и физические блоки- это проблема за которую отвечает психосоматика, без изучения основ которой, как я сейчас прихожу к выводу, мой труд не будет до конца успешен. Эта область функциональной вокальной педагогики пока мало изучена и не получила фундаментальной научной поддержки, поэтому к решению многих сложных ситуаций в практической работе приходим эмпирическим путём - путём штудирования классических основ фониатрии и физиологии человека. Без базовых знаний в области фониатрии грамотный, осмысленный путь педагога- вокалиста, на мой взгляд, вообще бесперспективен. Да вот беда- известных практикующих с научной базой врачей –фониатров в России, транслирующих и публикующих свои исследования–это раз, два и обчёлся. Это, точнее, раз-Екатерина Владимировна Осипенко и два-кузнец звёздных голосов, доктор медицинских наук Лев Борисович Рудин. Благодаря комплексному подходу в вопросах изучения голоса, Л. Б. Рудин обосновал и развивает науку о голосе – фониологию. 29, 30 марта 2019 года мне посчастливилось побывать на его семинаре-практикуме «Школа здорового голоса» и получить достоверные ответы на мучающие меня вопросы. Таким образом, фониатрия, фониология, фонепедия –это ещё одна смежная область знаний, совершенно необходимая мне к изучению, чтобы быть грамотным педагогом по вокалу. Музыка, и вокал как её разновидность, является временным (динамическим) видом искусства. Но чтобы «поднять» вокал до уровня искусства , пусть даже казалось бы детскую незамысловатую миниатюру , надо чтобы он, детский вокал, нёс на себе не только познавательную и воспитательную функцию, но также имел социально-эстетическую значимость на своём уровне. То есть быть вставлен в более широкий культурологический аспект искусства, но и одновременно должен быть конкурентноспособен и конгруэнтен масс-культуре, то есть шоу-бизнесу . Я имею в виду то, что современный детский вокал, чтобы быть востребованным, должен соответствовать данным двум критериям - быть искусством и одновременно шоу. И здесь профессионализм педагога-вокалиста заключается в определённом чутье, интуиции, чтобы выбирать репертуар из новейших песен с актуальными аранжировками и глубоким содержанием. Таким образом , современный вокалист должен держать руку на пульсе времени, быть в курсе последних тенденций развития и велений времени, соглашаться с ними или нет, искать свой уникальный путь. Что я имею в виду и что я предпринимаю для этого: я изучаю не только методики и техники вокала, но и должна понимать, для чего мне это конкретно надо, для каких нынешних и будущих учеников я это делаю, как и на ком я могу это применить, каким образом. Также я знаю и изучаю видео с детских конкурсов, начиная с зарубежных и отечественных шоу «Голос дети», московских проектов «Лучший голос земли» и тому подобных , и заканчивая нашими областными и воронежскими конкурсами, то есть я должна знать последние веяния времени, кто и что нам диктует, важно это « взять себе на вооружение», или нет. И это также очень значительный пласт для изучения и оснащённости профессионализма педагога. Я могу использовать, или нет полученные от этого знания, но я ДОЛЖНА ВСЁ ЭТО ЗНАТЬ, будучи современным, отвечающим духу времени педагогом. Преподаватель по вокалу, как я считаю, должен иметь свой отличный от других почерк, стиль и индивидуальность. Чтобы слепить интересный, «вкусный» для уха образ в песне , недостаточно быть высоким профессионалом в области вокала. Я вместе с учеником стремлюсь к достижению достоверности, выпуклости, осязаемости заложенного в песне художественного образа. Вопрос к аудитории: откуда есть взялось выражение Мальчики кровавые в глазах? Примером достоверности и убедительности художественного образа, парадигмой для меня служит исполнение Арии Бориса Годунова Шаляпиным, сцена галлюцинации царя, когда ему чудиться убитый царевич Дмитрий на словах «…вон там, в углу…что это?» В этот самый момент Шаляпин отмечал, что физически ощущал встающие у него на голове волосы, а публика в зале привставала с мест, чтобы увидеть этого самого окровавленного мальчика. Вот это убедительность! Всё вышесказанное не означает, что ребёнку 5-6 лет не осилить убедительности. Возможно. Возможно и маленькому осмыслить художественный образ исполняемого произведения, если оно во-первых, художественно значимо ( задача педагога выбрать), во-вторых, попросить ученика сыграть предложенные слышимые и ощущаемые образы на уровне осмысления психики ребёнка. Это не будет Шаляпин, но это будет маленький выразительный ребёнок- художник-певец. Как Федору Шаляпину помогало занятие станковой скульптурой для ощущения «выпуклости» образа, так и нам , ученикам и педагогам вокала призвано помочь сценодвижение и пластика образа. Я работаю в тандеме с хореографом. Но чтобы наши совместные занятия были продуктивны, я как руководитель, должна быть компетентна и в области пространственно –временного, действенно разворачивающегося вокала, костюма, имиджа исполнителя. И это ещё одна область , требующая пристального внимания и изучения, чем я и занимаюсь. И последним и очень важным моментом для профессионального изучения , что я хотела бы озвучить в своём докладе, для меня является область та область социальной психологии, которая изучает применение стилей руководства в коллективе, моделей коллективов. А для практического изучения я подружилась с Интернет -Школой Успешного Хореографа ( правильнее будет сказать, что школа реальная, но активно ведущая дистанционное обучение для хореографов), интересуюсь их организационной работой, посетила заочный семинар «8 граней хореографического коллектива» у Ульяны Костиной , основателя Интернет -Школы Успешного Хореографа, руководителя Музыкального театра "Bravo" в Кролёве и ". Почему вдруг хореограф? Потому как хореографы и спортсмены, нацеленные на высокий результат, выстраивают чёткие горизонтальные и вертикальные связи, отсекают лишнее, грамотно выстраивают работу с родителями, и вообще- организационная работа на высоте и у них есть чему поучиться. ( И в качестве лирического отступления- Я по-хорошему завидую даже спортсменам: немеренно монографий, публикаций в спортивной психологии о мотивации, о проблемах и вопросах командой работы, снятию состояния тревоги и т п. А что у нас в музыкальной психологии? Пара – тройка статей и то у пианистов. А не безынтересно было бы почитать об управлении тревожным состоянием перед выступлением у вокалистов, например…) Вокальный коллектив- это прежде всего чётко и слаженно работающий коллектив,то есть высший уровень контактной группы. которой свойственны единые цели, интересы, организованность и подготовленность. И мне очень интересно, как это происходит в командном спорте больших достижений, хореографическом коллективе , ибо механизмы действуют одни и те же, что в творческом, что в спортивном коллективе. А вот приёмы и методы организации, сплоченности, руководства –разные. Крайне полезно, как этим занимаются успешные коллективы. Трудно вставить в ограниченные временные рамки все мои профессиональные интересы, так как и другие виды искусства, кроме упомянутой станковой скульптуры, необходимых для моей успешной деятельности. Это так называемый СИНТЕЗ ИСКУССТВ. И это только вершина айсберга. Это не только владение вокальным ремеслом, знание физиологии, психологии, фониатрии. Это призвание. И это моя тема на прошедшую и нынешнюю жизнь-« Непрерывное повышение профессионального уровня педагога». Только надо вовремя остановиться , правильно распределить свои приоритеты и силы. Да, и уметь вовремя грамотно расслабиться.