Станковая композиция в ДХШ№4

Алёшкина Татьяна Анатольевна
Станковая композиция в ДХШ№4. Среди дисциплин, составляющих цикл академического художественного образования, станковой композиции принадлежит особое место. Композиция - это, прежде всего, сочинение и организация его изображения на картинной плоскости. Поэтому критерий композиции вводится при анализе любого вида работ на всех этапах обучения основам изобразительного искусства. Композиция понимается широко: не только как выполнение сюжетно – тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определённого замысла. Занятия строятся с учётом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учётом особенностей их пространственного мышления. Учебный предмет станковая композиция тесно взаимосвязан с программами по рисунку, живописи. В каждой из этих программ присутствует взаимопроникающие элементы; в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объёмов, грамотного владения тоном и цветом. Основной задачей, на раннем этапе обучения, ставится усвоение профессиональной терминологии и представление о таких понятиях, как: картинная плоскость, масштаб изображения, формат и ритм на плоскости, как основа композиционного построения, пятно, силуэт, линия, интервал, тональное и цветовое решение, последовательное освоение двух- и трехмерного пространства, выработка навыка вести работу в правильной последовательности, изучение основных типов композиционных построений, умение профессионально собирать материал. На занятиях у детей формируется интерес к изобразительному искусству и художественному творчеству. Развиваются зрительная память, наблюдательность, ассоциативное образное мышление, фантазия. При регулярных занятиях в художественной школе у учащихся развиваются наиболее одаренных учащихся появляется мотивация к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Активное участие ребят в выставочном деятельности способствует формированию гражданской позиции, товарищества, личной ответственности, в гуманном отношении к окружающим. Развивает художественный вкус и уважение к Основным видом аудиторных учебных занятий является смешанный вид. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними. Данная программа должна послужить базой и крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Для реализации творческого замысла существует ряд способов, которым нужно научить будущего художника. Начиная с раннего этапа обучения, ученики должны выполнять большое количество композиционных заданий и работ.