Моя система работы

Рябова Оксана Борисовна
Моё мнение,что литературное чтение - основа успешного обучения. Но в современном мире приучить ребёнка к чтению - задача не из лёгких. В своей статье я рассказываю о том, какие приёмы я использую в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Sistema_raboty1.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время остро обозначилась потребность общества в творческих людях, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения, поэтому я стала искать новые пути развития творческого мышления младших школьников.

Для творческого мышления характерно «создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности» [1]

В качестве показателей творческого мышления выступают:

  • беглость (способность ученика давать как можно больше ответов по заданной проблеме за определённый период времени);
  • гибкость (быстрое переключение от одной категории ответов к другой);
  • оригинальность (способность давать необычные ответы);
  • самостоятельность (способность работать без помощи руководителя);
  • умение находить альтернативу;
  • креативность.

Креативность человека как творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе здоровьетворения – деятельности, мотивированной духовными потребностями в самосозидании и созидании вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.

Креативный подход в образовании способствует трансформации учебно-воспитательного процесса в «школу радости и творчества»: думай, трудись, развивайся, твори и радуйся, будь здоров и береги здоровье окружающей среды. Тогда дети через творческую работу, самосозидание и созидание окружающего мира включаются в процесс жизнетворения и получают от этого удовольствие и моральное удовлетворение. Они приобретают умения быть счастливыми, ориентированными в будущее, способными преодолевать негативные стороны жизни волевыми усилиями.

Один из факторов, наиболее существенно влияющих на сегодняшнее образование, – это ускорение изменений. Под воздействием этого фактора возникает противоречие, которое Николай Николаевич Хоменко формулирует, как движущее противоречие педагогики: «Педагогика учит знаниям, которые были получены в прошлых условиях, поскольку мы имеем только такие знания, но учить надо тем знаниям, которые появятся в будущем, поскольку мир стремительно меняется и знания столь же стремительно устаревают». Одно из решений этого противоречия, уже известное в мире, заключается в переходе от обучения знаниям к формированию умения учиться (от «teaching» к «learning»). Тогда учитель научит учиться, а ученик затем сможет самостоятельно постигать вновь появляющиеся знания. А умение учиться должно сформироваться через умение общаться. Умению общаться мы учим на разных уроках, но максимально для этого благоприятны уроки литературного чтения. Таким образом, уроки литературного чтения выступают посредником в цепочке:  духовное развитие, интеллектуальное развитие, познание окружающего мира, общение; формируют общеучебные навыки.

Желание научить ребёнка общаться и учиться способствовало моей поисковой деятельности. Хотелось найти или создать новую технологию обучения, отличную от известных.

Источником творческих идей для меня стала ОТСМ (общая теория сильного мышления), в частности, ТРИЗ-педагогика, основой которой является теория развития творческой личности, то есть обучение деятельности, продукты которой обычно свидетельствуют о наличии у ученика высокого интеллекта и развитой креативности.

Под обучением и воспитанием в ТРИЗ-педагогике понимается процесс, в основе которого лежат противоречия, возникающие  на пересечении двух картин: картины окружающего мира и картины мира своих желаний. Любая картина мира становится востребованной только в сочетании с картиной желаний, только в пересечениях с ней. В традиционном образовании задача создания картины желаний решается поверхностно, в основном, беседами на классных часах. Между тем, необходимо не только перейти от выявления отдельных желаний к выстраиванию системы желаний, но и преобразовать учебную деятельность так, чтобы она вызывала более активное взаимодействие между картиной желаний и картиной мира.

Здесь возникает методическая проблема. В школе мы учим отдельные предметы — физику, математику, литературу, – и каждый представляет свою картину мира. А в реальной жизни наши желания бывают более комплексными, нежели вычислить площадь прямоугольника или воспользоваться цитатой классика. Если следовать комплексному желанию, то отдельные картины мира вынуждены трансформироваться. Желание взаимодействует сразу с нескольким картинами: физически–математически–образной– этической и другими. Картины перестают быть плоскими и параллельными – одна должна стать и под– и над– системой для другой, другая будет использовать ресурс третьей и т.д. В реальных условиях нам предстоит работать с сетью взаимопереплетающихся картин.

Следуя импульсу желания, человек должен передвигаться по этой сети, добраться до определенного узелка и изменить его, чтобы перевести желание в действительность. Для этого ему нужна еще картина способов преобразований.

Знания необходимы, чтобы представлять сеть картин со всеми связями, чтобы определить узелок, изменение которого воплощает нужное желание и чтобы ориентироваться в способах изменений.

Деятельность – это реальное путешествие по сети картин и преобразование нужного узелка.

Для деятельности необходима еще одна картина – картина возможностей человека, которая указывает на осуществимость деятельности имеющимися ресурсами человека. Это ресурсы физические, психические, социальные, в том числе и скрытые в подсознании. Картина возможностей заставляет или преобразовать что–то в себе, чтобы повысить возможности, или отказаться от желания, и опять же преобразовать себя, чтобы неосуществленное желание не вызывало внутренних конфликтов.

Условным удобством уходящей педагогики было постоянство всех картин. Оно позволяло организовать учебно-воспитательный процесс как передачу известных типовых сочетаний желаний–знаний–возможностей. Нарастающий темп изменений не только снижает ценность существующих знаний, но также порождает доселе неизвестные желания и возможности. И чтобы личность смогла быть успешной в быстроменяющемся мире, она должна уметь согласовывать динамичные картины знаний, желаний и возможностей, управлять ими.

В данном представлении обучение и воспитание сводится к познанию человеком постоянно меняющейся сети картин – картины желаний, различных картин мира (сквозь призму разных предметов), картины возможностей, и преобразовательной деятельности в окружающем мире и внутри себя. В этой сети постоянно возникают противоречия из–за несоответствий:

  • Между картиной желаний и картиной мира
  • Между картиной желаний и картиной возможностей
  • Между отдельными картинами миров: физической – экономической – этической
  • Между частями одной конкретной картины мира
  • Между картиной мира и картиной способов его преобразований
  • Между всеми картинами и картиной собственных возможностей для их познания и преобразования
  • Между картиной возможностей и картиной способов их преобразования
  • Между картиной желаний и картиной способов их преобразования

Таким образом, существенным компонентом воспитания становится умение устранять эти несоответствия или разрешать противоречия.

Разрешение противоречий — это всегда сильные изменения, то есть изменение мышления, а значит поиск новых выходов, творчество, решение сложных задач.

Воплощение желаний приводит к изменению себя и изменению окружающего мира. Часть картин при этом приходят в негодность. Их надо строить заново. Здесь возникает необходимость в метакартине – картине разрушения и создания картин, которая могла бы выполнять системообразующую функцию в сети картин.

Сегодняшняя образовательная система стремится к воплощению подобной модели. Примером этого могут служить различные развивающие системы обучения. Однако, изучая объективные законы окружающего мира не изучаются системные картины мира в разных областях.

Мне представляется, что развитие поли–системы динамически меняющихся картин мира и навыки разрешения различных типов противоречий и есть важная задача уроков литературного чтения.

Руководствуясь изложенным, для развития интереса к литературному чтению я нашла новый подход к организации уроков чтения, который включает в себя систему образов и позиций ребёнка, формирующих модель поведения ребёнка в реальной жизни. Другими словами данная система способствует тому, что нравственные знания формируют нравственное поведение. А как сказал А. П. Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно – и мысли, и слова, и поступки»

Новым в моей работе стало следующее:

  • активизация познавательной деятельности на уроках чтения на трех уровнях: воспроизводящем, интерпретирующем, творческом;
  • использование различных технологий: личностно – ориентированной, «диалога культур», технологий эвристического и проблемного обучения, дифференцированного и индивидуального подхода;
  • организация учебной деятельности в форме сотрудничества и содружества для формирования и развития навыков взаимодействия и эмпатии;
  • развитие познавательных способностей у учащихся;
  • одновременное подключение в процесс восприятия слухового, зрительного анализаторов, моторики, памяти, логического мышления;
  • внедрение ассоциативных схем – опор;
  • структурирование урока через использование элементов эйдетики;
  • система «КЖ».

Примерная структура урока литературного чтения.

Этапы урока

Элементы эйдетики и психологии

Организационный момент

Этюд «Улыбка»

Самоопределение к деятельности

Система «ТриЦ»

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности

Приём «!»

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

Приём «Стена» или «Яма»

Построение проекта выхода из затруднения

Приём «Изобретение велосипеда»

Первичное закрепление во внешней речи учащихся

«Энциклопедия Книгочтеев»

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Приём «Испытатель»

Включение в систему знаний и повторение

Приём «Знаток»

Рефлексия

Приём «5-Я»

 Разработала универсальный, на мой взгляд, комплекс заданий и упражнений, которые способствуют преобразованию пассивного восприятия в активное  восприятие, пассивного слушания в активное слушание, пассивного участия в активное участие, воспитывает эмпатию и  помимо нравственных знаний, которые становятся основой  нравственного поведения, помогают формировать нравственную личность, востребованную обществом.

                                         Активное слушание

                                         Активное участие

Продуктом активного восприятия,  слушания и участия является создание  «Энциклопедии Книгочтеев»,  фундаментальными компонентами  которой являются основы  литературоведения, в частности,  глубокий анализ произведения,  способствующий разгадке замысла  автора; воспитание активного читателя,  развитие художественного вкуса,  формирование нравственного  отношения к миру, к людям, к обществу

Считаю, что данная технология реализует все принципы педагогики, позволяет комплексно использовать различные формы, методы, приёмы и средства; способствует раскрытию, развитию, расширению и реализации творческих способностей; развивает память, внимание, корректирует психические процессы, обеспечивает психогигиену, и по своей сути способствует применению здоровьесберегающих технологий, а иногда является и анималотерапией, сказкотерапией, музотерапией, трудотерапией, арт-терапией.

Использованная литература и Интернет – ресурсы

  1. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Метод. руководство. СПб., 2001
  2. Новолодская Е. Г. Театральная педагогика как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию// Начальная школа. 2008. №5
  3. Психология: Словарь\Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990
  4. Синенко П. А. Театральная педагогика в школьном пространстве \\ Сибирский учитель. 2003. №6
  5. contact@matriz.ru
  6. http://www.trizminsk.org/

Защита

Ребёнок познаёт мир… Какими глазами он его увидит? Какие выводы сделает? Какую жизненную позицию выберет? Какую картину жизни создаст вокруг себя? Помочь разобраться во всём этом может только творческая личность.

В последнее время остро обозначилась потребность общества в творческих людях, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения, поэтому я стала искать новые пути развития творческого мышления младших школьников.

В качестве показателей творческого мышления выступают:

  • беглость (способность ученика давать как можно больше ответов по заданной проблеме за определённый период времени);
  • гибкость (быстрое переключение от одной категории ответов к другой);
  • оригинальность (способность давать необычные ответы);
  • самостоятельность (способность работать без помощи руководителя);
  • умение находить альтернативу;
  • креативность.

Креативный подход в образовании способствует трансформации учебно-воспитательного процесса в «школу радости и творчества»: думай, трудись, развивайся, твори и радуйся, будь здоров и береги здоровье окружающей среды.

Ребёнок познаёт мир через общество, наблюдение, книгу… Естественно, что учитель руководит процессом познания через книгу.

Один из факторов, наиболее существенно влияющих на сегодняшнее образование, – это ускорение изменений. Под воздействием этого фактора возникает противоречие, которое Николай Николаевич Хоменко формулирует, как движущее противоречие педагогики: «Педагогика учит знаниям, которые были получены в прошлых условиях, поскольку мы имеем только такие знания, но учить надо тем знаниям, которые появятся в будущем, поскольку мир стремительно меняется и знания столь же стремительно устаревают». Одно из решений этого противоречия, уже известное в мире, заключается в переходе от обучения знаниям к формированию умения учиться (от «teaching» к «learning»). Тогда учитель научит учиться, а ученик затем сможет самостоятельно постигать вновь появляющиеся знания. А умение учиться должно сформироваться через умение общаться. Умению общаться мы учим на разных уроках, но максимально для этого благоприятны уроки литературного чтения. Таким образом, уроки литературного чтения выступают посредником в цепочке:  духовное развитие, интеллектуальное развитие, познание окружающего мира, общение; формируют общеучебные навыки.

Желание научить ребёнка общаться и учиться способствовало моей поисковой деятельности. Хотелось найти или создать новую технологию обучения, отличную от известных.

Источником творческих идей для меня стала ОТСМ (общая теория сильного мышления), в частности, ТРИЗ-педагогика, основой которой является теория развития творческой личности, то есть обучение деятельности, продукты которой обычно свидетельствуют о наличии у ученика высокого интеллекта и развитой креативности.

Под обучением и воспитанием в ТРИЗ-педагогике понимается процесс, в основе которого лежат противоречия, возникающие  на пересечении двух картин: картины окружающего мира и картины мира своих желаний. Любая картина мира становится востребованной только в сочетании с картиной желаний, только в пересечениях с ней. В традиционном образовании задача создания картины желаний решается поверхностно, в основном, беседами на классных часах. Между тем, необходимо не только перейти от выявления отдельных желаний к выстраиванию системы желаний, но и преобразовать учебную деятельность так, чтобы она вызывала более активное взаимодействие между картиной желаний и картиной мира.

Здесь возникает методическая проблема. В школе мы учим отдельные предметы — физику, математику, литературу, – и каждый представляет свою картину мира. А в реальной жизни наши желания бывают более комплексными, нежели вычислить площадь прямоугольника или воспользоваться цитатой классика. Если следовать комплексному желанию, то отдельные картины мира вынуждены трансформироваться.

В данном представлении обучение и воспитание сводится к познанию человеком постоянно меняющейся сети картин – картины желаний, различных картин мира (сквозь призму разных предметов), картины возможностей, и преобразовательной деятельности в окружающем мире и внутри себя. В этой сети постоянно возникают противоречия из–за несоответствий:

  • Между картиной желаний и картиной мира
  • Между картиной желаний и картиной возможностей
  • Между отдельными картинами миров: физической – экономической – этической
  • Между частями одной конкретной картины мира
  • Между картиной мира и картиной способов его преобразований
  • Между всеми картинами и картиной собственных возможностей для их познания и преобразования
  • Между картиной возможностей и картиной способов их преобразования
  • Между картиной желаний и картиной способов их преобразования

Таким образом, существенным компонентом воспитания становится умение устранять эти несоответствия или разрешать противоречия.

Разрешение противоречий — это всегда сильные изменения, то есть изменение мышления, а значит поиск новых выходов, творчество, решение сложных задач.

Руководствуясь изложенным, для развития интереса к литературному чтению я нашла новый подход к организации уроков чтения, который включает в себя систему образов и позиций ребёнка, формирующих модель поведения ребёнка в реальной жизни. Другими словами данная система способствует тому, что нравственные знания формируют нравственное поведение. А как сказал А. П. Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно – и мысли, и слова, и поступки»

Новым в моей работе стало следующее:

  • активизация познавательной деятельности на уроках чтения на трех уровнях: воспроизводящем, интерпретирующем, творческом;
  • использование различных технологий: личностно – ориентированной, «диалога культур», технологий эвристического и проблемного обучения, дифференцированного и индивидуального подхода;
  • организация учебной деятельности в форме сотрудничества и содружества для формирования и развития навыков взаимодействия и эмпатии;
  • развитие познавательных способностей у учащихся;
  • одновременное подключение в процесс восприятия слухового, зрительного анализаторов, моторики, памяти, логического мышления;
  • внедрение ассоциативных схем – опор;
  • структурирование урока через использование элементов эйдетики;
  • система «КЖ».

Примерная структура урока литературного чтения.

Этапы урока

Элементы эйдетики и психологии

Организационный момент

Этюд «Улыбка»

Самоопределение к деятельности

Система «ТриЦ»

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности

Приём «!»

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

Приём «Стена» или «Яма»

Построение проекта выхода из затруднения

Приём «Изобретение велосипеда»

Первичное закрепление во внешней речи учащихся

«Энциклопедия Книгочтеев»

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Приём «Испытатель»

Включение в систему знаний и повторение

Приём «Знаток»

Рефлексия

Приём «5-Я»

 Разработала универсальный, на мой взгляд, комплекс заданий и упражнений, которые способствуют преобразованию пассивного восприятия в активное  восприятие, пассивного слушания в активное слушание, пассивного участия в активное участие, воспитывает эмпатию и  помимо нравственных знаний, которые становятся основой  нравственного поведения, помогают формировать нравственную личность, востребованную обществом.

                                         

                                       

                                    Активное слушание

                                         Активное участие

Продуктом активного восприятия,  слушания и участия является создание  «Энциклопедии Книгочтеев»,  фундаментальными компонентами  которой являются основы  литературоведения, в частности,  глубокий анализ произведения,  способствующий разгадке замысла  автора; воспитание активного читателя,  развитие художественного вкуса,  формирование нравственного  отношения к миру, к людям, к обществу

Считаю, что данная технология реализует все принципы педагогики, позволяет комплексно использовать различные формы, методы, приёмы и средства; способствует раскрытию, развитию, расширению и реализации творческих способностей; развивает память, внимание, корректирует психические процессы, обеспечивает психогигиену, и по своей сути способствует применению здоровьесберегающих технологий, а иногда является и анималотерапией, сказкотерапией, музотерапией, трудотерапией, арт-терапией.

Таким образом, уроки литературного чтения я стараюсь проводить так:

ЛИ – личность

ТЕР – терпение

А – авангард

Т – творчество

У – успех

РА – радость познания.


 

Комментарии

Чистякова Вера Владимировна

Современная действительность характеризуется огромным потоком информации стремлением к ускорению информационного объема. Эксперты Совета Европы сделали заключение:"Особенностью современного этапа развития образования в мире является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу...предопределяющим новые открытия и их использование в различных областях человеческой деятельности".Значит, когнитивное общество - это разумное, интеллектуальное, стремящееся к познанию общество.Создание такого общества невозможно без решения проблемы заявленной в системе работы Оксаны Борисовны.