Использование информационно- коммуникативных технологий на логопедических занятиях в школе

Кижеватова Светлана Михайловна

 

Применение новых компьютерных технологий в начальной школе получает всё более широкое распространение. Они обеспечивают применение новых форм и методов преподавания, новый подход к процессу обучения.

С оснащением логопедического кабинета МОУ «ХСОШ №1» компьютером, появилась возможность внедрить в практику логопедической работы современные инновационные технологии. В связи с этим я обратилась в сеть Интернет, чтобы узнать, есть ли в современном образовательном пространстве программы для школьников, испытывающих трудности при чтении и письме.

Как оказалось программа, конкретно разработанная для школьных логопедических занятий, стоит дорого. Не каждое учреждение имеет возможность приобрести её. Тогда пришлось обратиться к обучающим программам для учащихся начальной школы.

Изучив медиатеку в ближайшем книжном магазине, можно  приобрести следующие CD:

  Программно-методический комплекс «Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа», Инис-Софт, Минск, 2005

  Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза», Гуру-Софт, 2004

  «Страна лингвиния», ч. 2 Орфографический диктант. Согласные. Новый диск, 2006

  «Учимся с Гарфилдом» (для дошкольников, перво- и второклассников). Руссобит-М, 2005

  «Лунтик. Русский язык для малышей». Фирма «1С», 2007

  «Баба Яга учится читать». Компания «МедиаХауз», 2003

 

  «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Русский язык». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007

Специфика коррекционного обучения заключается в том, что ведущим компонентом содержания логопедического занятия являются не основы наук, а способы различных видов деятельности – говорение, аудирование, чтение и письмо. Все программы в разной мере соответствовали этим требованиям.

Особенно понравился комплекс программ «Учимся с Гарфилдом»: веселая учеба с самым умным котом на планете! Ребята с Гарфилдом узнают, что такое гласные и согласные буквы, как они складываются в слоги, и как из слогов образуются слова, о существовании мягких и твёрдых согласных, закрепляют знания о гласных буквах, повторяют произношение слогов и тренируются складывать их в слова. Кроме того, Гарфилд рассказывает о лексике русского языка, учит правильно использовать слова – от простых до самых сложных. Вместе с гениальным Гарфилдом ребята развивают навыки чтения (можно при наличии микрофона сделать аудиозапись), учатся правильно и грамотно писать, больше узнают о строении предложений в русском языке, создают свою собственную историю о приключениях симпатичного кота, и даже пробуют стать авторами настоящих комиксов!

Кроме того, программа помогает развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учёбы в начальной школе.

И всё это в лёгкой игровой форме, просто и доступно!

Задача теперь состояла в том, чтобы создать условия практического овладения программой каждым учащимся, выбрать такие методы коррекции, которые позволили бы активизировать его познавательную деятельность в процессе не только индивидуального, но и группового логопедического занятия.

 

 

Для этого можно составить каталог тем собраной медиатеки для удобства тематического планирования логопедических занятий.

Специализированные компьютерные средства обучения стали представлять собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, корректирующие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему логопедической работы.

Простота в установке и управлении сделали доступными интерактивные программы во время логопедических занятий, а применение оказалось чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволили корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать логопедическую помощь, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Использование указанных программ в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с учащимися начальной школы.

Разработка и создание программного обеспечения для специального образования всегда сопряжены с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых данные компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение новых компьютерных технологий в начальной школе получает всё более широкое распространение. Они обеспечивают применение новых форм и методов преподавания, новый подход к процессу обучения.

С оснащением логопедического кабинета МОУ «ХСОШ №1» компьютером, появилась возможность внедрить в практику логопедической работы современные инновационные технологии. В связи с этим я обратилась в сеть Интернет, чтобы узнать, есть ли в современном образовательном пространстве программы для школьников, испытывающих трудности при чтении и письме.

Как оказалось программа, конкретно разработанная для школьных логопедических занятий, стоит дорого. Не каждое учреждение имеет возможность приобрести её. Тогда пришлось обратиться к обучающим программам для учащихся начальной школы.

Изучив медиатеку в ближайшем книжном магазине, можно  приобрести следующие CD:

  Программно-методический комплекс «Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа», Инис-Софт, Минск, 2005

  Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза», Гуру-Софт, 2004

  «Страна лингвиния», ч. 2 Орфографический диктант. Согласные. Новый диск, 2006

  «Учимся с Гарфилдом» (для дошкольников, перво- и второклассников). Руссобит-М, 2005

  «Лунтик. Русский язык для малышей». Фирма «1С», 2007

  «Баба Яга учится читать». Компания «МедиаХауз», 2003

  «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Русский язык». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007

Специфика коррекционного обучения заключается в том, что ведущим компонентом содержания логопедического занятия являются не основы наук, а способы различных видов деятельности – говорение, аудирование, чтение и письмо. Все программы в разной мере соответствовали этим требованиям.

Особенно понравился комплекс программ «Учимся с Гарфилдом»: веселая учеба с самым умным котом на планете! Ребята с Гарфилдом узнают, что такое гласные и согласные буквы, как они складываются в слоги, и как из слогов образуются слова, о существовании мягких и твёрдых согласных, закрепляют знания о гласных буквах, повторяют произношение слогов и тренируются складывать их в слова. Кроме того, Гарфилд рассказывает о лексике русского языка, учит правильно использовать слова – от простых до самых сложных. Вместе с гениальным Гарфилдом ребята развивают навыки чтения (можно при наличии микрофона сделать аудиозапись), учатся правильно и грамотно писать, больше узнают о строении предложений в русском языке, создают свою собственную историю о приключениях симпатичного кота, и даже пробуют стать авторами настоящих комиксов!

Кроме того, программа помогает развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учёбы в начальной школе.

И всё это в лёгкой игровой форме, просто и доступно!

Задача теперь состояла в том, чтобы создать условия практического овладения программой каждым учащимся, выбрать такие методы коррекции, которые позволили бы активизировать его познавательную деятельность в процессе не только индивидуального, но и группового логопедического занятия.

Для этого можно составить каталог тем собраной медиатеки для удобства тематического планирования логопедических занятий.

Специализированные компьютерные средства обучения стали представлять собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, корректирующие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему логопедической работы.

Простота в установке и управлении сделали доступными интерактивные программы во время логопедических занятий, а применение оказалось чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволили корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать логопедическую помощь, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Использование указанных программ в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с учащимися начальной школы.

Разработка и создание программного обеспечения для специального образования всегда сопряжены с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых данные компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   СРЕДНЯЯ                 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ                  ШКОЛА № 1

Доклад на тему:

Использование информационно- коммуникативных технологий на логопедических занятиях в школе

                                                                     

                                                                  Подготовила: учитель-логопед

                                                                             МОУ «ХСОШ №1»                                                                                    

                                                               Кижеватова Светлана Михайловна

                                           

п. Ханымей 2009