Инклюзивное образование

Полякова Наталья Анатольевна

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obrazovanie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Выступление на педагогическом совете

  Инклюзивное образование

                                                                              Подготовила: учитель

                                                     начальных классов

                                                                               Полякова Наталья Анатольевна

 

План

  1. Инклюзивное образование
  2. Принципы инклюзивного образования
  3. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья
  4. Инклюзивное образование – один из приоритетов государственной образовательной политики России
  5. Чувства уверенности и силы помогают быть счастливым каждому ребенку
  6. Приемы работы с детьми-инвалидами
  7. Список используемой литературы

Инклюзивное образование (или включенное) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Обучение детей с особыми потребностями в ОУ позволяет здоровым детям развивать толерантность и ответственность.

Принцип инклюзивного образования означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.

Принципы инклюзивного образования:

  1. принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
  2. включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
  3. вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
  4. использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:

  1. детей – инвалидов;
  2. детей с диагнозом умственной отсталости;
  3. детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
  4. детей с аутизмом;
  5. детей с комбинированными нарушениями в развитии.

В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) », представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей – инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001 г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах - интернатах».

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Не случайно 2009 год был объявлен Годом равных возможностей.

В Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.

Для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями совместно с родителями разрабатываются индивидуальные учебные планы. Реализация планов осуществляется с поддержкой тьюторов,  психологов, педиатров.

Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития.

Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.

Задача: добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания.

Приемы работы с детьми – инвалидами:

  1. – (лечебная педагогика А. А. Дубровского) отвлечение ребенка от ухода в болезнь;

- занятия гимнастикой, движения;

- включение в труд – заботу, труд – радость (посадка деревьев, выращивание цветов);

- внесение игры;

- помощь в занятиях творчеством;

- занятия по психотерапии.

            2. Православные беседы.

            3. Учет возрастных психологических особенностей.

            4. Диагностика индивидуальных особенностей.

            5. Рефлексия. Индивидуальные карты достижений. Портфолио

            6. Интересное, доступное, личностно -  и практико- ориентированное    содержание   программы обучения.

            7. Технические средства обучения.

            8. Использование различных видов наглядности, опорные схемы, пособия.

            9. Физкультминутки и упражнения на развитие пальцевой моторики.

Используемая литература:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. М., 1993.
  2. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.,

1996 г.

  1. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г.
  2. Клюева Н. В. , Касаткина Ю. В. Ярс., 1996 г.

«Учим детей общению».

  1. Журнал «Начальная школа» № 2 – 93 г. «Дошкольное воспитание»

(90 –е гг.).

  1. Статья С. И. Сабельниковой «Развитие инклюзивного образования».
  2. Гаврилычева «Вначале было детство» (диагностика).
  3. Социально – воспитательные технологии. Педагогические  технологии.

Г. К. Селевко . Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1, Т.2,

М., 2006 г.