ОПК и межпредметные связи

Шестопалова Светлана Анатольевна

Предлагаемый материал содержит планирование предметов "Литературное чтение" 1 и 4 кл, "Окружающий мир" 4 кл (УМК "Начальная школа 21 века") с интегрированием курса ОПК, классный час на тему "Следует молиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух" 1,2 кл и презентацию доцента ЮФУ Паньковой И.И. "ОПК - интегрирующий курс начальной школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное планирование программного материала

по литературному слушанию 1 класс (1 полугодие)

(включая темы по духовно-нравственному воспитанию)

   Уроки литературного слушания проводятся в 1 классе 2 раза в неделю. Учитывая современные требования к возрастающей воспитательной функции школы, представляется возможным сочетать образовательные задачи уроков литературы с ознакомлением детей с духовно-нравственными ценностями православного человека. Предлагаем совмещать изучение художественных литературных произведений с беседами о духовности, доброте, справедливости.

Раздел программы

Тема урока

О тебе,

моя Родина.

Дрожжин «Привет».

Понятие «красота рукотворная и нерукотворная» можно включать в разговор на любом уроке этого раздела.

Возможно чтение рассказа

Ушинского «Родина»

для продолжения беседы о чувстве любви к Родине, её природе, к миру.

Серова

«Мой дом».

Павлычко

«Где всего

прекрасней

на земле…».

Мир родной

природы.

Русская народная песня «Берёзонька».

Понятие «красота рукотворная и нерукотворная» можно включать в разговор на любом уроке этого раздела.

Дополнительно прочитать рассказ Сухомлинского «Деркач и крот» и поговорить о том, почему птицы возвращаются в родные края.

Соколов-Микитов «Русский лес».

Белов «Родничок».

Обсудить проблему: «Что значит «доброе отношение к людям»?

Муса Гали

«Земные краски»

Прочитать рассказ Сухомлинского

«Я хочу сказать слово».

Поговорить о красоте родной природы.

Михайлов «Лесные хоромы».

Озвучить проблему хвастовства

перед людьми, которые нас окружают.

Учимся

уму-разуму.

Барто «В школу».

Об ответственности за возложенное на тебя дело.

Железников «История

с азбукой».

Поговорить об отношении

к близким, друзьям,

о взаимопонимании между людьми.

Пантелеев

«Буква «ТЫ».

О чутком и терпеливом отношении к людям.

Аким

«Мой верный чиж».

Побеседовать об отношении человека к животным.

Мир сказок.

Сутеев

«Дядя Миша».

Что такое «хорошо» и что такое «плохо». О взаимоотношениях людей и об обмане.

Русская народная сказка «Привередница».

Поговорить о семье и о послушании родителям.

Перро

«Красная Шапочка».

Разговор об уважении к старшим.

Малые жанры

фольклора.

Потешки,

пословицы, загадки,

скороговорки.

Из Священной истории «О добрых и злых ангелах»,

Астров «Колыбельная».

Мир родной

природы.

Скребицкий

«Мать».

Заповеди Христовы. Любовь матери к детям, уважение к родителям.

Пришвин

«Лисичкин хлеб».

О сотворении мира. Дополнительное чтение рассказа Сухомлинского

«Пурпуровый цветок».

Учимся

уму-разуму.

Пермяк

«Пичугин мост».

О чувстве благодарности к людям за заботу.

Баруздин

«Весёлые рассказы».

Беседа: «Зачем животным наша забота?».

Благинина

«Тюлюлюй».

О лености и ленивцах.

Мир сказок.

Сутеев «Ёлка».

О Св. Николае Чудотворце.

Бр. Гримм

«Заяц и ёж».

О гордыне и хвастовстве.

Мир родной

природы.

Блок

«Снег да снег…».

Красота Божьего мира.

Есенин

«Поёт зима – аукает…»

Дополнительное чтение стихотворения Тростникова «Всюду Бог».

   К вышеизложенному хочется добавить, что особую роль в воспитании духовно-нравственной личности имеют коллективные формы сотрудничества детей и их родителей при проведении классных часов и семейных праздников.

   Предлагаю некоторые разработки подобных мероприятий.

Классный час в 1-2 классах.

Время: 40 мин.

Тема: «Следует молиться, чтобы в здоровом теле был здоровый  дух».

Образовательные задачи:

  1. Учащиеся должны уметь:

- объяснять, что они понимают под понятиями «здоровое тело» и  «здоровый дух»;

- описать, как можно сохранить собственное физическое, психическое здоровье;

- проанализировать, как физическое состояние влияет на нравственное здоровье и - наоборот;

2. Учащиеся должны продемонстрировать:

    - знания о здоровом образе жизни;

    - умение работать в группе;

    - понимание важности заботы о своём здоровье и

    здоровье окружающих.

Материалы: карточки с изображением положительной и отрицательной эмоции (по количеству детей + 2 такие же карточки для фронтального предъявления), лепестки для «Цветка здоровья и счастья», карточки с заданиями для групп КО (кооперативное обучение).

Методы обучения: интерактивные.

Ход урока:

  1. Упражнение – энергизатор «Пожелания».

 

  1. Мозговой штурм.

Вопрос для мозгового штурма: «Что нужно человеку, чтобы сохранить здоровье?» (ответы записать на доске).

  1. Мини-лекция.

Рассказать о том, что состояние духовного здоровья влияет на все стороны жизни человека.

  1. Группы КО.

Разделить на группы при помощи упражнения «Молекулы», раздать карточки с заданием, определить роли в группе.

Задания, выполняемые при помощи мозгового штурма:

  1. Разработать комплекс физических упражнений для утренней зарядки;
  2. Составить режим дня младшего школьника;
  3. Подготовить меню на один день;
  4. Расписать правила гигиены (личной и школьной).

После выступления группы дети берут «мордочки» и определяют их в область с «положительной эмоцией» или «отрицательной».

Резюме учителя: все весёлые мордашки оказались в группе «положительной эмоции», таким образом, можем считать, что все сегодня находятся в хорошем расположении духа. Групповая работа даёт нам положительные эмоции.

  1. Проект.

Все дети садятся в круг и берут лепестки, лежащие в центре (по одному). На лепестках слова: спорт, плохое настроение, прогулка, лень, дружелюбие, злоба, правильное питание, обжорство, закаливание, соблюдение режима дня, неопрятность, аккуратность, добро, зарядка, друзья, одиночество и т.д. Детям предлагается создать «Цветок здоровья и счастья», определив, что из перечисленного необходимо для здоровья (с объяснением своей точки зрения).

 

  1. Рефлексия.

Прочитав все лепестки, попросить детей подумать над вопросом:

Почему все мордашки оказались рядом, вместе, а не в одиночестве?



Предварительный просмотр:

урока

Тема урока литературного чтения

Тема по ОПК

1

Малые формы фольклора (см. «Крупицы народной мудрости» в хрестоматии). Русская народная сказка «Марья Моревна»

«Доброе начало полдела откачало»

Знакомство с пословицами и поговорками православных христиан

2

Былина «Волх Всеславович»

«Жизнь дана на добрые дела»

Какие добрые дела мы можем совершить для себя, своих близких и других людей?

3

Слушание и работа с детскими книгами

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Пятая заповедь Закона Божия о почитании родителей

4

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

«Доброе братство милее богатства»

Беседа о православных людях, бескорыстно оказывающих помощь нуждающимся

5

Слушание и работа с детскими книгами. Песня-слава «Русская Земля», героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море»

«Родина – мать, умей за нее постоять»

Блокада Ленинграда и икона Казанской Божьей Матери. Долг служения Отечеству у христиан

6

Библейское предание «Блудный сын»

«Повинную голову меч не сечет»

Три ступени падения и обращения грешника. Таинство исповеди. Искреннее покаяние

7

Легенды. «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

«Господь терпел и нам велел»

Святые мученики Земли Русской

8

Слушание и работа с детскими книгами. Шотландская легенда «Рыцарь-Эльф».

«Бес подстрекает, а ангел помогает»

Почему наши молитвы бывают не услышаны

9

Библейская легенда «Суд Соломона»

«Не в силе Бог, но в правде»

Да воздастся тебе по делам твоим

10

Проверь себя

11

Древнегреческий миф «Арион»

«Уговор дороже денег»

Действия нравственные и безнравственные

12

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

«Не то дорого, что красного золота,

а то дорого, что доброго мастерства»

Беседа о трудолюбии и ценности плодов человеческого труда. Разрушение храмов в годы становления Советской власти. Восстановление разрушенных храмов и постройка новых в наши дни

13

Славянский миф «Ярило-солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»

«Мир Творцу хвалу поет,

Он всем жизнь и свет дает.

Славьте Господа с небес,
Он создал сей мир чудес.»

Беседа о сотворении мира Господом

14

Слушание и работа с детскими книгами. Китайский миф «Подвиги стрелка И»

«Не надобен и клад, коли в семье лад»

Беседа о необходимости терпеливого отношения к своим близким. Семейное счастье требует неустанного труда

15

Проверь себя. «Страничка книгочея»

16

Отрывок из «Повести временных лет». « О князе Владимире». «Деятельность Ярослава (Похвала книгам)»

«Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается»

Как совершается спасение человека в Церкви. Значение таинства крещения. Вопрос о взаимоотношении между свободной волей человека и действием Благодати Божьей

17

Слушание и работа с книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам». По страницам детских журналов

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»

Труд и его необходимость для христианина.

18

Отрывок из «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха»

«Кто знает аз да буки, тому и книги в руки»

Забота христианина о душе. Развитие ума. Необходимость духовного и научного образования

19

Проверь себя, «Страничка книгочея»

20

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»; И. И. Хемницер «Стрекоза»; Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

«Как аукнется, так и откликнется»

Необходимость укрепления воли как средства устоять против соблазна или греховной привычки

21

И. И. Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение. Слушание и работа с книгами басен. И.А.Крылов «Крестьянин в беде»

«Друзья познаются в беде»

Неразрывная связь между любовью к Богу и любовью к ближнему. Помощь и взаимовыручка как основа христианского милосердия

22

И. И. Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение. Слушание и работа с книгами басен. И.А.Крылов «Крестьянин в беде»

«Сам погибай, а товарища выручай»

Беседа о православных праведниках Сергии Радонежском и Серафиме Соровском

23

А.Е.Измайлов «Кукушка», И.А.Крылов «Осел и соловей»

«Не суди, да не судим будешь»

Грех зависти и злоречия. Добродетели кротости и миротворчества.

24

И.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С.В. Михалков «Слово о Крылове»

«Коли пойдет вкривь да вкось, так и дело брось»

Формирование и развитие самодисциплины. Добрые привычки

25

Слушание и работа с детскими книгами. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». Работа с детскими журналами

«Смотри дерево в плодах, а человека в делах»

Красота внешняя и внутренняя. Отношение к человеку должны основываться на его поступках, а не внешности или словах

26

Проверь себя. «Страничка книгочея»

27

Баллада В.А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В.А.Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды ясны!», «Загадки»

«Молитва – нити живой ткани тела церковного»

Разъяснение смысла и разучивание молитвы «Отче наш»

28

Баллада В.А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В.А.Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды ясны!», «Загадки»

«Молитва соединяет каждого члена церкви с небесным отцом»

Разъяснение смысла и разучивание молитвы «Богородице дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с тобою»

29

Волшебные сказки. В.А.Жуковский «Спящая царевна»

«Тому тяжело, кто помнит зло»

Обида –  тяжкий грех. Грех мести. Важное для православного христианина умение прощать

30

Слушание и работа с книгами В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери».

«Уговор дороже денег»

Обязанность христианина в отношении к ближнему. Превосходство христианской справедливости

31

Повторение изученных произведений А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Осень». Дополнительное чтение. Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении)

«Кто богу угоден, тот и людям приятен»

Развитие эстетического восприятия христианина. Поэзия, музыка и живопись. Связь красоты и нравственности

32

А.С.Пушкин «И.И.Пущину», И.И.Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок). А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

«Нет друга, так ищи, а нашел, так береги»

Обязанности христианина в отношении к ближнему. Грех лжи, клеветы, сплетни. Христианская благожелательность

33

Слушание и работа с детскими книгами. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»

«Кто в нраве крут, тот никому не друг»

Греховность гнева. Умиротворяющее действие молитвы. Обязанность побеждать зло добром

34

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из «Воспоминаний В.И.Даля». По страницам детских журналов

«Совесть – не повесть, в архив не сдашь»

Человек свободно управляет своей волей и поступками, при этом отвечает за них перед Богом

35

Повторение изученных произведений А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Осень». Дополнительное чтение

«Лучше без одежды, чем без надежды»

Христианская надежда. Упокоение сердца в Боге, и ожидание будущего блаженства

36

Проверь себя. «Страничка книгочея»



Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс

(2 часа в неделю, всего 68 ч.)

Программная

тема

урока

Тема урока

Тема ОПК

1

2

3

4

Человек – живое существо (организм)

1

Общее строение организма человека

Греховность человеческого рода. Заповеди. Самодисциплина добрые привычки.

2

Нервная система. Головной и спинной мозг

3

Опорно-двигательная система

4

Пищеварительная система

5

Дыхательная система

6

Кровеносная система. Кровь и ее значение

7

Сердце-главный орган кровеносной системы

8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

9

Кожа, ее строение и значение

10

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения

11

Слух. Гигиена слуха

12

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека

13

Урок обобщения «Органы чувств»

14

Эмоции и чувства человека

15

Эмоции и чувства человека

16

Внимание, его роль в жизни человека

17

Память, ее значение в жизни человека

18

Чем человек отличается от животных

2 четверть

19

От рождения до старости (развитие человека)

20

От рождения до старости (развитие человека)

21

Здоровье человека. Вредные привычки

21

Здоровье человека. Вредные привычки

22

Здоровье человека. Вредные привычки

23

Здоровье человека. Вредные привычки

24

Урок обобщения «Здоровый образ жизни»

Человек - путешественник

25

Почему человек стал путешественником

Связь красоты и нравственности.

26

Как славяне обживали Север

27

Открытие земель за Каменным поясом

28

С. И. Дежнев и его путешествие

Человек и культура

29

Что такое культура

Действия нравственные и безнравственные. Отношения христианина к физическому здоровью.

30

Просвещение в Древней Руси

31

Просвещение XVIII веке

32

Просвещение в XIX – XX веках

3 четверть

33

Памятники архитектуры Древней Руси

34

Художественное ремесло в Древней Руси

35

Литературные памятники Древней Руси

36

Музыка в Древней Руси

37

От обрядов – к театрам

38

Архитектура и изобразительное искусство XVIII века

39

О первых историках России

40

О театре XVIII века

41

«Золотой век» русской культуры

42

Золотой век» русской культуры

43

Золотой век» русской культуры

44

Композиторы XIX века

45

Композиторы XIX века

46

Композиторы XIX века

47

Художники XIX века

48

Художники XIX века

49

И.И.Левитан

50

Архитектура и  изобразительное искусство XХ века

4 четверть

51

Поэзия ХХ века

52

Музыка ХХ века

Человек – защитник своего отечества

53

Почему люди воюют

Жизнь христианина как борьба и подвиг.

54

Война в древней Руси

55

Война в древней Руси

56

Война в древней Руси

57

Борьба русского народа с польскими захватчиками

58

Отечественная война 1812 года

59

Отечественная война 1812 года

60

Отечественная война 1812 года

61

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

62

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Гражданин и государство

63

Мы живем в Российском государстве. Символика России

Обязанности христианина в отношении к ближнему, к родителям, к Родине.

64

Мы живем в Российском государстве. Символика России

65

Права и обязанности граждан

Уроки общения и повторения

66

«Древняя Русь». «Россия»

Забота христианина о душе. Как совершается спасение человека в Церкви.

67

«Древняя Русь». «Россия»

68


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы православной культуры – интегрирующий курс начальной школы Панькова Ирина Ивановна, доцент Южного федерального университета, дипломант Всероссийского конкурса “За нравственный подвиг учителя”

Слайд 2

Предмет "Основы православной культуры" дает возможность понять культуру, которая в школе уже изучается Потому что иначе дети : не знают языка этой культуры. не зна ю т таких понятий, как "Бог", "совесть", "стыд", "грех", "целомудрие", “ благоговение ", "иерархия", "почитание", "послушание" и т.д. не понима ю т, почему люди так жили раньше . Как итог – разорванное, нецелостное мировоззрение

Слайд 3

Иван Ильин Е сли в жизни человека нет ничего ценного, ради чего он готов умереть, то эта жизнь бессмысленна

Слайд 4

П равославн ая культур а основывается на двух началах. Первое начало - это Боговоплощение Второе начало – Божественное откровение В ыражение Божественного человеческими средствами

Слайд 5

З доров ьетворящее образование в контексте православ ной педагогической традиции

Слайд 6

Здоровье как качество человека Компоненты здоровья как интегративной характеристики личности: Физическое здоровье ТЕЛО Психическое и с оциальное здоровье ДУША Духовное здоровье ДУХ

Слайд 7

Здоровая личность – это иерархически-гармоническая, целостная, духовно-нравственная личность. Можно внести уточнение с точки зрения именно религиозной духовной культуры. З доровая личность - это личность, любящая всё сущее, стремящаяся реализовать в себе образ и подобие Божие.

Слайд 8

З доров ьетворящее образование личности школьника создание педагогических условий для сохранени я и укреплени я его духовного здоровья, как главного звена в связке: здоровье духовное-психическое-социальное-физическое. У строение образовательного процесса в соответствии с христианской нравственностью и реалиями социокультурной и педагогической ситуации

Слайд 9

Становлению целостност и личности способствует целостн ый учебно-воспитател ьный , образователь ный процесс. Целостность, цельность является целительной, исцеляющей, способствующей оздоровлению личности .

Слайд 10

Благодаря целостной организации педагогического процесса на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Слайд 11

главны й метод духовно-ориентированны й , экзистенциальны й диалог

Слайд 12

Критерии . Соблюдение благочинного устроения , организации педагогическо го процесса

Слайд 13

уважительное отношение к личности всех участников педагогического процесса: учителя, учащегося, родителя; усвоение содержания образования в соответствии с возможностями учащихся наличие православного социо-культурного окружения; э стетизация среды

Слайд 14

Традиционные показатели духовно нравственного, психического, социального, физического здоровья, которые отражают: осмысленность жизни школьника; наличие целостной картины мира , которая базируется на научном мировоззрении (истинное научное знание не противоречит религиозному взгляду на мир. Религия и наука раскрывают разные стороны мировосприятия человека). гуманное отношение к ближнему (сострадание, милосердие, сопереживание, эмпатия и т.д.); волю, устремлённую к совершению блага.

Слайд 15

опережающий подход ориентируя процесс на достижение цели- воспитани е здоровой личности , позволяет применять теорию на практике в различных условиях о бразов ания

Слайд 16

Педагогические риски это коренные недостатки в решении смысложизненных проблем проблемы коммуникации опасность подмены Неподготовленность педагога

Слайд 17

Концептуальная модель здоровьетворящего образования в контексте православной педагогической традиции

Слайд 18

Цель: воспитание здоровой личности Условия: 1) опережающего подхода 2) реонтологизация образовательного процесса 3 ) наличие учителя – носителя традиции 4 )творческое “ проживание ” , жизненно рактическое “ испытание ” в “ опыте мира ” 5 )эстетически оформленная образовательная среда Принципы: -герменевтики -творческого развития Содержание: духовная культура Православия. Может быть транслировано через: -традиционное содержание образования -образовательную область “ Духовно-нравственная культура ” -систему внеклассной и внешкольной работы -семейное воспитание -духовное воспитание Методы: 1)духовно-ориентированный, экзистенциальный диалог 2)проективные здоровьетворящие методики

Слайд 19

Программа курса для начальной школы «РУСЬ СВЯТАЯ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ» Презентация подготовлена учителем начальных классов МОУ СОШ №37 Жилина Н.И.

Слайд 20

Структура курса Программа с пояснительной запиской. Тематическое планирование. Разработки уроков с методическими материалами.

Слайд 21

Цели и задачи курса Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников. Приобщить к устоям православной культуры. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её народу, культуре, языку, святыням.

Слайд 22

Наглядные пособия Иллюстрации картин, иконы, духовная литература. Учебник. Тетрадь на печатной основе (два варианта ) .

Слайд 23

Тетрадь

Слайд 24

Тетрадь (пример урока)

Слайд 25

Курс предполагает: Работу с родителями (по темам нравственного и духовного воспитания детей) Проведение праздников.

Слайд 26

«Старый друг лучше новых двух». «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним (Сир.9,12) «Бог любит праведника, а черт ябедника». « Вранье не споро, попутает скоро».«Проврался, что прокрался – люди долго помнят». «Поведение лживого человека – бесчестно, и позор его всегда с ним» (Сир.20, 26) «Не губите своих талантов через леность. Научайте и других всех доброму, в чем какую имеете способность»«Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с другими» «Поставь правилом совести никогда не говорить худо ни о ком». «Да будут в душе твоей всегда водружены шестокрыльные добродетели, то есть: усердие, дружелюбие, благий образ, рассуждение, воздержание и любовь, которыми удобно возвыситься до небес .» ( свт. Димитрий Ростовский)

Слайд 27

Спасибо за внимание