Инновационная деятельность педагога, как средство повышения учебной мотивации школьников

Бочка Ирина Александровна

 

Инновационная деятельность педагога,

 как средство повышения учебной мотивации школьников.

И.А. Бочка

                         ст. Ленинградская, Краснодарский край

Анализируя успеваемость и успешность учащихся, я пришла к выводу, что низкая успеваемость является следствием плохо сформированной учебной мотивации у учащихся начальных классов. Для решения этой проблемы я изучила ряд инновационных технологий, моё внимание привлек метод  исследований. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые. В 2011 году защитила личный инновационный проект по теме «Активизация учебной мотивации посредством применения метода исследований во внеурочной деятельности». И с сентября 2012 года претворяю проект в жизнь.

По оценкам психологов около 38% учащихся нуждаются в повышении мотивации к учению, а это обеспечит успешность ученика. Главная задача учителя начальных классов-  сформировать устойчивый мотив к учению. А это возможно, исследовательский метод в работе. Различные конкурсы, олимпиады- это возможность для ученика проявить себя и сформировать мотив: учиться- интересно.

 В условиях внедрения ФГОС в начальной школе, на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Наряду с общей грамотностью, выступают такие качества, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений.  Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. На младшей ступени обучения применение исследовательского  метода во внеурочной деятельности способствует активизации учебной мотивации. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знаний о технологии исследования, интеллектуальные умения.  Особенно важно отметить, что в исследовательской деятельности ученик выступает автором собственной работы. Это влияет на развитие  я- концепции, мотивирует на обучение в целом, прививает интерес и «вкус» к собственному получению знаний.    

Первые результаты в ходе реализации проекта  говорят сами за себя:

ü повысилось  качество знаний в классе на 21 %. Мои учащиеся- победители и призеры  муниципального этапа олимпиады для учащихся начальной школы по математике ; призеры зонального этапа олимпиады для учащихся начальной школы по математике;

ü ученики самостоятельно приобретают необходимые знания, могут их эффективно применять  на практике.

ü Активно применяя данный метод в своей работе мои учащиеся умеют творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;

ü   грамотно работают с информацией: умеют собирать необходимые для исследований факты, анализируют их, делают необходимые выводы. Среди моих учащихся победитель муниципального этапа конкурса «Семейный экологический проект»; 3 призера муниципального  этапа  краевого конкурса  учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году

 

В этом заключается большая обучающая сила такой работы.