Птицы нашего края

Перова Любовь Алексеевна

«Зимующие птицы»

Воспитатель: Перова Любовь Алексеевна

Цели:
 1. Расширить знания детей о птицах, о повадках птиц и их жизнедеятельности в зимнее время.
  2. Развивать навыки выразительной речи.
  3. Расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.
  4. Формировать доброту, милосердие, отзывчивость.
  5. Привлекать детей к исследовательской работе в помощь учителю.
Оборудование:
  1. Иллюстративный материал о птицах: фотографии, рисунки, плакаты.
  2. Кроссворд о птицах.
  3. Кормушки.
  4. Блюда с угощениями для птиц.
  5. Энциклопедия, художественная литература о птицах.
  6. Фонограмма с голосами птиц.                                                              

Ход занятия:

       Удивительные творения природы – птицы – радуют нас своей подвижностью, голосом.      Наше занятие посвящено сегодня птицам зимующим. Мы поговорим о том, как им тяжело зимой; как они переживают голод, холод, морозы; как умеют прокормиться и не погибнуть; как стойко и терпеливо эти птахи выносят все тяготы жизни.

- А что вам известно о том, как переживают зиму птицы? (Ответы детей.)

- Осенью многие птицы улетели в теплые края, т. к. им стало не хватать корма. Но некоторые птицы, зимующие, живут у нас всю зиму, потому что и зимой находят корм. Зима, правда, поменяла их вкусы. Летом одними насекомыми питались, а теперь все больше семенами да ягодами морожеными. А есть и такие, которые умудряются в морозы добывать мелких насекомых и их личинок из щелей коры и ветвей.

- Да, ребята, зимой птицам приходится соблюдать «строгую диету».

Сообщения детей «Узнай птицу».

- А сейчас давайте попробуем узнать зимующих птиц по описанию. Слушайте внимательно.

Клесты.

- Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.

- Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет – самец ее кормит.

- А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.

Дятлы.

- В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена.

- Оказывается, в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом.

Снегири.

- Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая.

- Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают.

Синицы.

- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.

- Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.

- А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.

Воробьи.

Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает.

- Все догадались, о ком идет речь? Конечно, о воробьях.

- Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.

Беседа: «Забота о зимующих птицах».

- Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)

- Наблюдались случаи, что при регулярной подкормке даже перелетные птицы задерживаются. Как вы думаете, почему? (Для птиц страшнее голод, чем холод.)

- Что главное в кормушке? (Корм.)

- Правильно надо, чтобы в кормушке был корм. А как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу. Кто знает об этой пользе? (Птицы уничтожают насекомых-вредителей.)

Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву.

Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.

Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами. Щеглы любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена, ясеня, липы.

А вот синичек можно угостить кусочком не соленого сала, которое подвешивают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сливочное масло, творог. Однообразный зерновой корм им не по вкусу. Нужна и животная пища.

       Конкурс "Птичья cтоловая"

Игра "Подбери любимый корм зимующим птицам"
( Детям предлагается выбрать корм, который можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц ).
           Кроссворд «Зимующие птицы»

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

4

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

               

По горизонтали:

2) В серой шубке перовой

И в морозы он – герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, но тоже птица.

5) Пусть я – птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Красным брюшком я сюда.

6) Розовое брюшко,

Хохолок на макушке.

7) Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу!

 

По вертикали:

Окраской – сероватая,

Повадкой – хитроватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона. Кто это?

3)Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

4)Далеко мой стук

Слышится вокруг,

Червякам я – враг,

     А деревьям – друг.



Ответы: 1)ворона; 2)воробей; 3)синица; 4)дятел; 5)снегирь; 6) свиристель;  7)сорока


                                            Заключение
                                             (Фонограмма пение птиц)     

 

          Я думаю, что теперь каждый из вас, ребята, знает, чем и как можно накормить голодных птичек. Если вы повесите у окна кормушку, то сможете кормить птичек, наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, бережнее будете относиться ко всему живому.

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма горсть одна нужна.
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.