Моя педагогическая философия

Григорян Регана Григорьевна

                                                                                                                                                                                                                                                                                Как живу, так и пишу:

                                                                                                                                                                                                                                                                                 свободно и свободно.

                                                                                                                                                                                                                                                                                        А.С. Грибоедов

 

        Мечта – это удивительный мир, единственный и неповторимый. У каждого из нас есть или была мечта, и она уникальна.

Однажды, много лет тому назад, мне приснился сон, и я стала мечтать о том, чтобы он сбылся. Но вскоре эта мечта забылась, и появилась новая. И так одна мечта сменялась другой до тех пор, пока чей-то голос не сказал мне: «Пойми, это все не мечты, а зеркальный коридор желаний. Если ты будешь смотреться в каждое зеркальное желание, то дойдешь до мечты. В мечте будешь отражаться не только ты, но и то, что тебя окружает. Если в желаниях ты главный герой, то в мечте ты только один из героев».

        И я призадумалась…

Я села на лавочку. Над моей головой широко раскинул свои ветки клен. Я сидела и наблюдала за желтеющими на моих глазах листьями деревьев, за той великолепной роскошью, которая придавала этому золотому окрасу душевную красоту. Казалось, что вот-вот подует ветер или пойдет холодный осенний дождь, и деревья, сбросив свой рыжий наряд, приготовятся надеть блестящую шубу.

      И вдруг я услышала там, сзади, какие-то голоса. Это были дети! Они, увидев свою учительницу, с радостью  бежали к ней. Я поняла: вот она, моя мечта! Хочу быть учителем!

Мечта моя сбылась!!!

       Учитель – это не просто профессия, это стиль жизни. Учителя - это люди, достигшие высокого  уровня сознания и духовности. Из поколения в поколение они передавали и передают свои знания детям, поэтому профессия учителя не подвержена времени.

       Учитель – одна из самых уважаемых, почетных и ответственных  профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от него зависят знания, убеждения, мировоззрение и нравственные качества подрастающего поколения.

       Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения всех учеников. Он должен замечать все изменения в их поведении. Здесь необходимо внимательное и чуткое отношение к детям.

       Педагогическая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Учитель обязан контролировать свое поведение, управлять им.

Очень важна в профессии учителя и речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Время быстротечно. Оно ощущается нами через незримые следы, образы, которые оставляет для осмысления и раздумий…

       Приметы и образы нашего времени…

Порой они так безрадостны и тяжелы. Ребенок с протянутой рукой. Дети, живущие на вокзале. Подростки, попавшие в сети наркомании. Два миллиона беспризорных  и безнадзорных детей России. Детское горе, не знающее границ. Эпидемия бездуховности.

«Как темно! – скажет кто-нибудь.

Но из этой «темноты» возникает образ Учителя. Учителя – подвижника, врачующего своих подопечных любовью, милосердием.

Именно поэтому учитель каждый день должен продумывать свои уроки, строить их так, чтобы они проходили как праздники. Только в этом случае дети будут стремиться в школу, с нетерпением ждать наступления нового школьного дня.

       Школьный день.   Из чего он состоит? Конечно, из встреч с учениками и новыми открытиями в них и в себе. Перед глазами вечная галерея родных лиц моих учеников. Вот этот молчал полгода, наверное, о чем-то своем думал или не знал, что и как сказать. А вот сегодня поднял руку так неожиданно, что в классе воцарилась мертвая тишина: «Неужели он говорить умеет?»  А вот тот мальчишка, вихрастый, задиристый на перемене, почему-то всегда внимательно слушает на уроке: впитывает каждое слово, с благоговением тщательно выводит каждую букву. Или вот та веснушчатая девочка – хохотушка и плакса одновременно, готовая броситься на помощь любому человеку…

Сколько их – и все разные!

Каждый школьный день незаметно отмеряет мгновения: оглянешься, а твои первоклашки уже выросли: ориентируются в школьном пространстве, умеют задавать вопросы, понимают других, пишут сочинения о дружбе, надежде, мечтах…

    И в сфере этого понимания учителю отводится самое почетное место. Наверное, не так важно услышать правильный ответ о фонеме или высказывании - важнее увидеть остановившийся на тебе взгляд, ждущий согласия, почувствовать теплую ручонку, протянувшуюся к тебе в знак благодарности.

Да, школьный день так прост: уроки, перемены, снова уроки… Кажется, что это замкнутый круг, да и только! Оказывается, ввести в этот круг понимания каждого ученика не так и просто – ребенок может неуютно ощущать себя, может вообще замкнуться в себе.  И выпадет одно звено, такое важное в этой огромной цепи.

       Если каждый день учитель спешит в школу, чтобы улыбнуться озорным ученикам, вселить в них уверенность,  и каждой клеточкой ощущает свою необходимость быть здесь и сейчас, значит, школьный день прожит не зря.

       Невольно вспомнила прекрасную притчу.

Однажды человек, который считал, что его жизненная ноша слишком тяжела, горячо помолился, чтобы встретиться с Богом. И когда в глубине своей молитвы он предстал перед  Всевышним, то обратился к Господу с просьбой: «Мой крест тяжел для меня. Не мог бы ты, Господи, дать мне крест  полегче? Бог ответил ему: «Я отведу тебя в комнату, где хранятся всевозможные кресты, и ты выберешь сам, какой тебе понравится»

Человек согласился и отправился выбирать самый легкий крест. Кресты в этой комнате были разные: тяжелейшие дубовые, средние серебряные и совсем маленькие из легкой меди. Человек долго примеривался к крестам, взвешивал их на ладонях, выбирая самый подходящий. И наконец,  он нашел то, что искал – он выбрал самый, на его взгляд, маленький и легкий крест и показал его Господу со словами: «Могу ли я взять этот крест вместо своего?»  Бог улыбнулся и ответил: «Ну что ж, бери, ведь ты и так взял СВОЙ крест».

 

       Ну что ж, мой крест всегда со мной. И я его никому не отдам. Потому что только с детьми я чувствую себя молодой, красивой и счастливой.

Но на этом моя мечта не закончилась. Я продолжаю идти по зеркальному коридору желаний и всматриваюсь в каждое из них. А сегодня мне предстоит остановиться у одного из больших зеркал и внимательно всмотреться в него. Я думаю, все сбудется, надеюсь и верю!!!