КТД - это то же, что и проект сейчас?

Аношина Татьяна Владимировна

          Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.  От того, как организована жизнь и деятельность ребенка во внеурочное  время дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

         Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо    создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Поэтому, следуя ФГОС я включила  в содержание деятельности  по патриотическому воспитанию детей младшего школьного: приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. В классе  проходят  беседы, конкурсы рисунков, праздники с приглашением  почётных гостей, диспуты  и т.д.

         Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы. В  поиске  нужных средств воспитания может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы.    Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktd_vo_vneurochke.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение

средняя  общеобразовательная  школа № 9




Методическая   разработка  по  воспитательной  работе



Использование    коллективного  творческого  дела (КТД)

во  внеурочной деятельности










Автор:  Аношина  Татьяна  Владимировна








2013 год

г. Вилючинск

Камчатский  край

Содержание


Введение……………………………………………………………..3

Использование  КТД во внеурочной деятельности………………5

Заключение…………………………………………………………11

Литература……………………………………………………….....12

Приложение


Введение

          Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.  От того, как организована жизнь и деятельность ребенка во внеурочное  время дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

         Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо    создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Поэтому, следуя ФГОС я включила  в содержание деятельности  по патриотическому воспитанию детей младшего школьного: приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. В классе  проходят  беседы, конкурсы рисунков, праздники с приглашением  почётных гостей, диспуты  и т.д.

         Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы. В  поиске  нужных средств воспитания может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы.    Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.

         Цель   методической разработки заключается  в систематизации  опыта  работы по организации КТД на примере  патриотического воспитания в ученическом коллективе.

        Задачи: 1. Изучение  педагогических и методических  источников информации  по данному  вопросу.  

2.Учёт психологических особенностей  детей  10-11 – летнего возраста.

3. Организация и проведение отбора  участников  микрогруппы для  проведения КТД.

         Данный материал представлен   для классных  руководителей, организаторов воспитательной работы, работающих в начальной школе. Новизной разработки является  описание   этапов  работы   по  организации КТД.

Использование КТД во внеурочной деятельности

        Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

       Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у  школьников чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

       Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача всегда была и будет для нашей школы одной из главных.

       В своей работе одной из приемлемых форм в воспитании подрастающего поколения считаю применение коллективного творческого дела (КТД).

       КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент)  воспитательной  методики.

      Данная  форма работы  направлена на:

- развитие творческих   и  интеллектуальных способностей   учащихся;

- реализацию коммуникационных потребностей.

- обучение правилам и формам совместной работы.

       КТД   бывают:

1.Организаторские.

2.Общественно политические.

3.Познавательные.

4.Трудовые.

5.Художественные.

6.Спортивно-патриотические.

         Главные принципы КТД таковы:

  1. воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;
  2. обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

        Цели и задачи  использования   КТД  в воспитательной работе:

- формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время;

- обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности;

- развивать ученическое самоуправление, способствующее приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности;

- способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

           Учащимся   4   класса было предложено участие в муниципальном смотре-конкурсе строя и песни «Мы - будущее твоё, Россия!» Я, как классный руководитель, определила для себя такую форму подготовки к мероприятию, как коллективное творческое дело.

          Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

  1. Предварительная  работа коллектива.
  2. Коллективное планирование.
  3. Коллективная  подготовка.
  4. Проведение КТД.
  5. Подведение итогов.
  6. Стадия ближайшего последействия КТД.

         Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии  я    совместно с учащимися (4 класс) определила  конкретные  цели  и задачи  данного  КТД.  Для меня, как для классного руководителя, основной целью было воспитание чувства патриотизма, ответственности, толерантности  среди  детского коллектива. Нами были намечены  исходные  направляющие  действия, а именно: выбор  формы для выступления, эмблемы, песен,  аксессуаров и деталей   для смотра и инсценировки. С  ребятами  проводились беседы по поводу подготовительной работы к участию в смотре.  Были  «освещены»  вопросы:  Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? В   моих направляющих действиях  использовались  методы побуждения (увлечения)  ребят. Был  показан видеофильм с выступлением  старшеклассников на подобном конкурсе.

          Вторая стадия - коллективное планирование. Коллективное планирование  проводилось на всём  этапе  подготовки к смотру-конкурсу. Дети не  чувствовали себя (и не являлись) объектами воспитания,  когда они  участвовали  в творческом решении  общих со  мной  (другими  взрослыми, своими   родными) жизненно  важных  практических  задач.  Воспитательное  воздействие   было  опосредовано  и скрыто.  Они -  младшие  товарищи  взрослых по общей творческой гражданской  заботе.   На  этом  этапе   каждый  участник   высказывал  свое мнение, оно обсуждалось, в результате было  выработано   мнение  микроколлектива. Одним из условий  смотра было представление  папки со списком всех участников, эмблемой, названием команды и её песней  (Приложение). В  результате обсуждений определили название «Авиатор», обсудили выбор  формы, вид эмблемы и детали оформления инсценировки песни. Также  определились с оформлением  конкурсной папки-представления для  команд. Активную  поддержку и помощь оказывали  родители  класса.

           Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного коллективного творческого дела был  проведён  отбор участников,  а  также  привлечены  дети  с музыкальным  слухом для записи  песни  на фонограмму. В отборе  участников  особое предпочтение отдавалось тем учащимся, у которых развито  чувство ритма. Был  проведён «мини-конкурс»  среди  детей  для выбора лучшего командира отряда. В этой опорной воспитательной ситуации  у  воспитанников проявлялись как положительные, так и отрицательные  качества.

Мне, как   организатору КТД  важно было на тот момент    учитывать, что направляющие действия   достигают цели, если имеют характер жизненно-практической заботы об успешной подготовке КТД, а их воспитательное значение скрыто от воспитанников и открывается лишь в необходимых случаях.

         Четвертая стадия - проведение КТД.  Дети  показали то, что было наработано за  период подготовки, а именно: инсценировка  песни «Дождливым вечером…»  с использованием аксессуаров и сам смотр с исполнением песни   «Стальная  эскадрилья». На этой стадии  я   использовала  направляющие действия, которые, однако, уже не носят столь длительного, систематического характера, как на стадии коллективной подготовки, а совершаются быстро, по возможности незаметно для остальных участников КТД.  Увлечение воспитанников личным примером бодрого настроя, мажорного тона, доброй шуткой.  Действия  учащихся  на данной стадии  были  по преимуществу характерными, «показательными»; в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников, и их слабости.

        Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Ребята заняли 1 место. Подведение итогов происходило  на общем сборе-огоньке. Было организовано обсуждение прошедшего КТД, Мы с ребятами попытались  найти ответ на вопросы: что у нас было хорошо и почему?   Что предлагаем на будущее?

         Шестая стадия - стадия ближайшего последействия КТД. Наш опыт  пригодился  на выступлении в камчатском Драмтеатре, а также  на концерте в школе, куда  ребята были приглашены в качестве выступающих.

           Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела, которые можно назвать связями развертывания КТД - развертывания нужных развивающих действий.

                                                 

Заключение

         На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий в определенных жизненных ситуациях, помогать формировать опыт  военно-патриотического, нравственного  становления.

Классному  руководителю    необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».

Считаю, что создать и закрепить позитивные образцы поведения сумеют те  педагоги, которые  придерживаются  следующих принципов в работе:

  1. Диагностики и регулирования поведения младших школьников.
  2. Нравственно- гуманистической направленности в работе.
  3. Понимание и сочувствие. Это особенно важно в работе с детьми из неполных семей.
  4. Своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки.
  5. Вовлечение в коллективные виды деятельности.
  6. Создание ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.

            Следует заметить, что КТД играет ведущую роль в развитии определенных звеньев гражданского отношения к жизни, к определенным видам деятельности социальных объединений. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности.

Интернет-ресурсы

http://www.crazypapa.ru/wp-content/themes/crazypapa-ru/images/logo.jpg

http://www.kommunarstvo.ru/listia.gif

http://summercamp.ru/index.php5

http://www.kommunarstvo.ru/main.shtml

http://www.megainet.info/uploads/posts/2010-11/1289726212_11.jpg



 

Комментарии

Аношина Татьяна Владимировна

Методическая разработка предлагает описание использования КТД в начальной школе.