Такая знакомая внеурочка!

   Это моё выступление на городском семинаре. В выступлении даётся общий анализ работы всех начальных классов о внеурочной деятельности. Немного рассказала о том, как я провожу занятия "Я - исследователь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon takaya_znakomaya_vneurochka.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема:  «Такая знакомая «внеурочка»

                           Матвеева Нина Васильевна,

                                                            учитель начальных классов

                                                               МБОУ «Лицей № 8»

    Ребёнок – это факел, который нужно зажечь,

     а не сосуд, который нужно наполнить.

                         Франсуа Рабле,

                       французский писатель-гуманист

           В настоящее время школа должна создавать условия для продвижения ребёнка в образовательном пространстве, для поддержки стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить ученику за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения. С этой целью в школе организована внеурочная образовательная деятельность. Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной. Внеурочная деятельность должна стать продолжением работы ребёнка на уроке, где разворачивается исследовательская, проектная деятельность или отрабатываются способы действий, формируемые на уроке.

   Прошедший экспериментальный учебный год отчётливо показал, что единой модели реализации внеурочной деятельности для всех общеобразовательных учреждений быть не может, т.к. условия в муниципальных образованиях разные. С учётом изменений в нормативной базе, а именно вынесения внеурочной деятельности из учебного плана, министерство образования предлагает прописывать программу внеурочной деятельности отдельно, поскольку внеурочная деятельность введена ещё и для того, чтобы усилить эффект достижения результатов освоения основной образовательной программы и, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.

              В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Определены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержательным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ. В рамках перехода образовательных учреждений на ФГОС каждый  педагогический коллектив определяется с организацией неотъемлемой части образовательного процесса – внеурочной деятельностью.

         Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно

и учреждения дополнительного образования обеспечивают и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

        Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

  1. внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  2. внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  3. происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

          Принципами организации внеурочной деятельности в нашем лицее стали:

  1. соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  2. преемственность с технологиями учебной деятельности;
  3. опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  4. опора на ценности воспитательной системы лицея;
  5. свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

      Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

  1. реализация образовательных программ, разработанных педагогами лицея;
  2. включение ребёнка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы лицея;
  3. использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

        Участие ребёнка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребёнка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребёнка во внеурочную деятельность.

       Ориентиры в организации внеурочной деятельности в 1-3 классах нашего лицея:

  1. запросы родителей, законных представителей учащихся;
  2. приоритетные направления деятельности лицея;
  3. интересы и склонности педагогов;
  4. возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
  5. рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

       Педагоги лицея рассмотрели целесообразность введения образовательных программ, аргументировали необходимость кружка «Я – исследователь» и занятий в учреждениях дополнительного образования. Рассмотрены ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.

      Таким образом, включение ребёнка в систему общешкольных дел воспитательной системы, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план 1-3 классов в части «Внеурочная деятельность» в объёме 10 часов в неделю.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы.

          Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Образовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, долгосрочных проектов.

Согласно ФГОС в нашем лицее внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

Направление внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Учреж- дение

Учитель, класс


Общекультурное

Общее эстетическое развитие:

  1. хореография
  2. психолог
  3. театр
  4. хор


ДШИ №1

1-а, Матвеева Н.В.

1-б, Улискова О.А.

2-а,  Жданова Т.Г.

2-б, Рыбкина О.Н.

Общекультурное







Кружок «Мир   музыки»

        


Кружок «ИЗО»

Кружок «ОчУмелые ручки»

Кружок «Чудеса своими руками»

Цикл библиотечных уроков      


ДЮЦ







1-а, Матвеева Н.В.

1-б, Улискова О.А.

3-а, Коробкова Н.В.

1-а, Матвеева Н.В.


2-а,  Жданова Т.Г.

2-б, Рыбкина О.Н.

3-а, Коробкова Н.В.


2-а,  Жданова Т.Г.

2-б, Рыбкина О.Н.



    Общекультурное

Общеинтеллектуальное

Городская детская библиотека

Общеинтеллектуальное

Кружок «Я-исследователь»





Кружок «Маленькие россияне»


Кружок «Робототехника»

(мальчики)

Кружок «Художественно- прикладное творчество»

(девочки)

Факультатив «Расчётно- конструкторское бюро»


МБОУ «Лицей

№ 8»

1-а, Матвеева Н.В.

1-б, Улискова О.А.

2-а,  Жданова Т.Г.

2-б, Рыбкина О.Н.

3-а, КоробковаН.В.


1-б, Улискова О.А.




2-а,  Жданова Т.Г.

2-б, Рыбкина О.Н.







3-а, КоробковаН.В.

     Педагоги  стараются сделать пребывание ребёнка в лицее наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребёнка, сохранении и приумножении здоровья детей.

Расскажу о своём классе. Я работаю в 1 классе по программе Занкова.

В классе 25 учеников, 13 мальчиков и 12 девочек.

           Все ребята мои очень талантливые. Ещё до школы многие из них занимались в учреждениях дополнительного образования (некоторые с 3 лет), занимаются и сейчас:

плаванием – 4 чел. У Емельяновой Ренаты 2-й юношеский разряд;

танцами – 7 человек;

вокалом – 3 чел.;

в ДШИ №1 – 4 чел. (на скрипке и ф-но);

худож. гимнастика – 1 чел.;

англ. языком - 3 чел.

        В нашем лицее действует договор с ДШИ № 1 уже третий год. Мои дети всем классом по понедельникам и средам ходят на занятия: хор, театр, хореографию и занятия с психологом.

2 раза в неделю по вторникам и пятницам первоклассники посещают ДЮЦ, занимаясь там музыкой, ИЗО и технологией.

     Я веду кружок «Я – исследователь».

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

        Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

        Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы  Занкова, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.  

На занятиях в кружке «Я – исследователь» мы с детьми рассматривали разные вопросы: Что такое исследование? Учимся задавать вопросы. Что такое эксперимент? Учимся выделять главное и второстепенное. Как работать с информационными источниками?

Чтобы заинтересовать первоклассников этим курсом, в конце каждого занятия показывала опыты с бумагой, с водой, занимались коллективным и проектами: строили Дом дружбы, начали проект «Сказочная азбука», провели исследовательскую работу в группах про воду, выяснили её свойства.

Дети вместе с родителями выбрали темы исследовательских работ и уже работают над ними. Темы разнообразные:

  1. Про мыльные пузыри
  2. Вкусное мороженое на блюдечке положено
  3. Про картофель
  4. Про шоколад
  5. Сталактиты и сталагмиты
  6. Пуговицы из молока
  7. Пластилиновые фантазии
  8. Как изготовить бумагу

       Возможные результаты («выходы») проектной деятельности  младших школьников:   альбом, газета, гербарий, журнал, книжка- раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.

      У нас с детьми много задумок, много интересного впереди. Ведь просто учиться в школе не очень интересно. Поэтому будем расширять рамки нашего обучения и воспитания.