Подготовка к школе.В семь лет ребенок из дошкольника превращается в школьника.Как помочь ребёнку адаптироваться в новой для него обстановке. Староверова ВВ.

Староверова Валентина Васильевна

В семь лет ребенок из дошкольника превращается в школьника. Развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Поэтому в это время у детей и возникает способность и потребность выполнять иную роль, социальную.
Учение для ребенка - новый, взрослый образ жизни. В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами – портфель, школьные принадлежности, перемены… В этом случае школа остается игрой, игрой во взрослость.
Готовность к школе - это не только желание, но еще и умение учиться.
Кроме желания стать школьником, для успешной учебы необходимо приложить все усилия, чтобы объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова.
Попытки родителей приобщить своих детей, как можно раньше, к чтению и письму, выполнению арифметических действий - часто заканчиваются неудачей потому, что ещё дошкольник не готов стать школьником.
И это может стать существенным тормозом в учебной деятельности.
И только, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену ей приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, учеба станет интересной, даст положительные результаты.
И когда ребенок охладел к играм и забавам, необходимо дать ему книги, тем самым будет дан ему толчок к дальнейшему развитию. Теперь оно будет направлено на получение новых знаний. Ребенок вновь без усилий подчиняется взрослым, слушает их, но теперь в новой ситуации - в учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом будет тот человек, который поможет малышу войти в мир знаний.
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует и педагогов, и родителей будущих первоклассников. Существует мнение, что научишь ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и проблем не будет. Это не так. Под "готовностью к школе" понимается не только система знаний, но и уровень развития познавательных психических процессов (мышления, внимания, восприятия, и т.п.).

Подготовка к школе включает в себя следующие элементы:
1. Обучение грамоте.
2. Развитие речи.
3. Подготовка к письму.
4. Развитие математических способностей.

Обучение грамоте и развитие речи:
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Такое речевое нарушение, к сожалению, часто не вызывает тревоги у многих родителей. Ошибочно мнение взрослых, которые считают, что при поступлении в школу ребёнок самостоятельно научится произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса и вырастут передние зубы. Необходимо исправить дефекты речи в дошкольный период.

На занятиях по обучению грамоте и развитию речи дети изучают алфавит, учатся выделять звуки в словах, характеризовать их, ставить ударение, делить слова на слоги, выделять в речи предложения, связно выражать свои мысли, обогащают словарный запас.

Подготовка к письму.
Необходимо, чтобы у будущего школьника были достаточно развиты мелкая моторика, координация движения рук, пространственная ориентация. Для развития этих способностей на занятиях дети выполняют разные упражнения: штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш; обведение фигур по трафарету или шаблону;(вырезание) геометрических фигур из цветной бумаги и составление из них аппликаций; обведение фигур по пунктиру и их раскрашивании; написание по пунктиру элементов письменных букв; лепка, лучше из глины, а не из пластилина.
Неплохо бы, чтобы дети имели представление о ножницах и умели ими пользоваться!

Развитие математических способностей.
На занятиях дети:
- учатся порядковому и обратному счету;
- знакомятся с цифрами, арифметическими действиями сложения, вычитания, знаками + -;
- осваивают понятия "сложение", "вычитание", "больше", "меньше", "равно", знаки "<", ">", "=";
- получают знания о составе чисел первого десятка;
- учатся беглому счету ±1, ±2 в пределах 10;
- сравнивают предметы по величине, форме, размеру, цвету;
- получают представления о геометрических фигурах;
- учатся составлять по картинкам и решать простые задачи.

Занятия по подготовке к школе способствуют:
1.формированию мотивации ученика;
2.развитию восприятия, памяти и внимания;
3.формированию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
4. развитию образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
5. развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Ребенок должен получать радость от своей деятельности! Тогда глаза у него будут "гореть"...

Занятия должны проводиться в игровой форме, знакомство с новым материалом должно осуществляться на основе деятельного метода, когда всё новое для ребёнка постигается самостоятельным путем.

Для статьи использовала программу развития и воспитания дошкольников в образовательной системе"школа 2100"

Староверова В.В. учитель начальных классов ГБОУ №212 С-Петербург