Современный учитель. Каким ему быть?

Хоменко Елена Валерьевна

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и минуты боли и обид и уже добрые, согревающие душу моменты. 
Оценивая свое участие и участие своих учеников во всех конкурсных мероприятиях, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось не совсем удачный урок, после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы. 
Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века – в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях , в том числе и в научно- исследовательской деятельности. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.» 

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других. 
Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. 
Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Мое педагогическое кредо. 

Три моих « всегда» и три моих « никогда» 
Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь; 
Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации; 
Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям; 
Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей; 
Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим; 
Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности. 
В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности. 

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы - учителя современной школы? 
Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. 
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. 
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. 
Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово! 

 

 

 

Комментарии

Спасибо Вам за такие замечательные слова. Я тоже над этим вопросом часто задумываюсь. Меня тоже волнует проблема, как не отстать от времени, как учитывать в своей педагогической деятельности все новые веяния. Конечно испытываем сложности. Так как никто пока не отменял Тургеневскую проблему "отцы- дети". Конечно надо понимать - они сейчас другие. Но и это замечательно. Ведь перед ними широкий простор возможностей, которых не было у нас. А мы будем стараться идти с ними в ногу. Хотят спорить, пусть спорят. Ведь в споре рождается истина. А мы их спор переведем в нужное русло.

Агапова Лидия Федоровна

Как здорово Вы подметили, что главное в нашей профессии - быть счастливым! Тогда и домашние невзгоды можно легче пережить в атмосфере счастья со своими единомышленниками:детьми. С детьми надо быть искренними, доверять во всем им, и они вам раскроются полностью. Согласна с Вами во всем!

Соколик Оксана Игоревна

Совершенно с вами согласна.Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. Эта мысль мне очень нравится.

Современный учитель – это не профессия, это образ жизни. Мы сами должны сделать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на наши уроки.

Современный учитель – это не профессия, это образ жизни. Мы сами должны сделать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на наши уроки.

Согласна с каждым Вашим словом.Учитель-это человек,который стоит между наукой и маленькой личностью.Он эрудирован и образован, знающий свой предмет:только большой багаж знаний даёт право учить других.Современный учитель-это профессионал,владеющий комплексом качеств.Когда надо,он артист,художник,потребуется-писатель,певец.