"Моя педагогическая философия" эссе

Щербакова Людмила Витальевна

Эссе «Моя педагогическая философия»

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше

без помощи учителя

Э.Хаббард

 

          «Моя педагогическая философия». Интересная тема. Об этом можно говорить и говорить, а вот написать… Как выделить главное, когда в твоей работе все главное. Как объяснить, почему ты выбрал работу в школе и вот уже двадцать лет не изменяешь своему выбору. Может главное в том, что ты не стоишь на месте, что каждый день не похож один на другой, а может главное то, что твои ученики всегда разные, но одинаково не дают тебе успокоиться…

          Учитель. Сколько существует человечество, столько существуют учителя.  Все мы прошли через школьные годы. У всех у нас были учителя. Спросите любого: «Какой твой любимый учитель?». Вспоминают чаще всего неординарного, интересного, верного своей работе человека, умеющего увлечь ученика, строгого и справедливого, умеющего достучаться до каждого.

          Как измерить работу учителя? Ведь он не строит дома и не прокладывает дороги, не работает на полях и не выращивает урожай, не «бороздит» просторы космоса, не спасает людей от смерти.  Но именно без неординарного, интересного, увлеченного учителя не будет  успехов и в других профессиях. Какой учитель, такие ученики у него «рождаются». Чтобы заинтересовать ученика, учитель должен быть сам яркой, увлеченной личностью, не похожей на других.

          Учитель – это педагог и воспитатель. Основная задача учителя – воспитать всесторонне развитую личность, образованного человека готового к жизни. Учитель должен привить ученикам способность и желание самим добывать знания, стремление к самообразованию, не бояться пробовать свои силы в разных отраслях учебы, чтобы потом они смогли самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, добывать нужную информацию. Как достичь этого? Чем я, как учитель, могу в этом помочь? Самое главное научить детей верить в себя. А для того, чтобы ребенок поверил в себя, в свои силы, я сама должна верить в него. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня о том, что все мною сказанное будет впитываться в душу ребенка, а значит я сама должна постоянно совершенствоваться, так как являюсь для них образцом.

           Я работаю с прекрасным возрастом. Я - учитель начальных классов. Это накладывает особую ответственность. Многое зависит от начала школьной жизни. Именно я должна заложить фундамент дальнейшей успешной учебы, заложить тот фундамент знаний, на котором в дальнейшем будет построен храм. Научить их любить жизнь во всех ее проявлениях и ненавидеть зло. Особенно мне хочется воспитать своих учеников неравнодушными людьми. Это требует много душевных сил, терпения, энергии. Каждый день я должна заботиться обо всем и входить в класс всегда в хорошем настроении. А в этом мне помогают детские взгляды, выражающие огромный спектр чувств. Главный в школе для меня – ученик. Я стараюсь найти для каждого то слово, в котором он сейчас нуждается. Именно сейчас я могу зажигать их сердца, учить видеть цель и смысл любого дела. При этом я сама учусь у них, а не только учу и воспитываю. Наше общение не заканчивается, когда мои малыши переходят в старшую школу. Сейчас я живу заботами своих третьеклассников, семиклассников и одиннадцатиклассников.  Детям в любом возрасте необходимы поддержка, тепло, забота, и если учитель дает это ученику, то связь с ним становится многолетней. Я уверена, что детям интересно с теми, кому интересны сами дети!

               Труд учителя тяжел. Только человек, работающий в школе, может понять сущность учительской деятельности и все прелести и трудности профессии учитель. Профессия учителя не умрет никогда, потому что заменить живое общение учителя и ученика, живую передачу знаний и опыта не заменит ни одна современная информационная компьютерная система. Очень сильно воспитательное влияние учителя на детскую душу, которое нельзя да и не получится восполнить учебниками и всемирной сетью интернета. Да и само умение пользоваться различными операционными системами, без первоначальных знаний предоставленных учителем, не получится.

          Почему я стала учителем? Для меня вопрос о выборе профессии никогда не стоял. Мне всегда нравилось в школе. Я выросла в семье учителя. Меня окружали учителя и ученики моего отца. Даже работу в школе я начинала с его бывшими коллегами и учениками, которые уже сами стали учителями. Это были знающие, увлеченные люди. Я очень благодарна им , своим учителям и ученикам, за то , что не дали мне разувериться в выбранной профессии.    Двадцать  лет в одной школе, и ни одного похожего дня!