Методы, формы осуществления эстетического воспитания в начальной школе

Недошивкина Ольга Юрьевна

Методы, формы осуществления эстетического воспитания

в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы осуществления эстетического воспитания

в начальной школе

     

     Для осуществления эстетического воспитания используются разнообразные методы и формы. К методам эстетического воспитания относят: беседы на эстетические темы, анализ произведений искусства, упражнения в искусстве, метод иллюстрации или так называемый наглядный метод, рассказы о произведениях искусства, предметах и явлениях и т.д.

     Учителю важно правильно подбирать методы для эстетического развития каждого школьника, кроме того, этот выбор должен быть осознанным, целенаправленным. Рассмотрим некоторые из методов, наиболее часто используемые, по нашему мнению, учителем начальных классов в работе по эстетизации личности младшего школьника.

     Важную роль в эстетическом воспитании играют беседы на актуальные темы. Важно то, чтобы беседы были целенаправленны.  Например, беседа на темы: «Что такое красота?», «Радуга природы», «Эстетика моей жизни», «В чем красота человека?».  Дети выскажут свои мнения о данном вопросе.

     Метод беседы учитель может сочетать с другими методами: рассказом, наглядными методами (показ репродукций картин художников, иллюстраций), упражнениями и т.д.

     Особого внимания требует анализ художественных произведений искусства, который необходимо сочетать с систематическим развитием навыков художественного восприятия, изучением определенных фактов истории искусства и усвоением специальных терминов и понятий. Например, данный метод используется на уроках изобразительного искусства при ознакомлении учащихся с памятниками искусства или при рисовании с натуры вазы с цветами.

     Упражнения в искусстве заключаются в слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, рисовании, лепке из пластилина и др. Необходимо подчеркнуть красоту каждого упражнения, как подчеркнул

К. Паустовский: «Красота выступает одним из критериев истинности знания».

     Метод иллюстрации учитель использует на каждом уроке, независимо от темы. Для решения задач эстетического воспитания этот метод наиболее эффективен. На уроках изобразительного искусства главную и основную группу методов формирования эстетической восприимчивости составляют наблюдение и рассматривание картин, предметов, сопровождаемые действиями (рисование, аппликация, лепка, конструирование) или рассматривание в натуре (или по телевидению, фотографиям, кинофильмам) пейзажей, отдельных деревьев, цветов. На любых других уроках – это может быть показ иллюстративных пособий природы, репродукций, таблиц, карт и др.

     На мой взгляд, комплексность данных методов будет способствовать повышению уровня эстетической воспитанности, проявлению творчества в работе, стремлению вносить красоту в общение с людьми, в свой досуг, в общественно полезную, трудовую, учебную, природоохранительную и другие виды деятельности.

     Значительную роль в формировании эстетической культуры играют формы, используемые  во внеучебное время. К таким формам относят: кружки, клубы, студии по разным направлениям, кинолектории, классные часы, часы информации, вечера поэзии, встречи за круглым столом и т.д.

     Наиболее распространенной формой, используемой учителем начальных классов, является кружок. Это музыкальные, литературные кружки, кружки изобразительного искусства, кружки народного творчества

и другие.

     Цель литературного кружка - расширение жизненного опыта школьников, вовлечение в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. Приобщение к творчеству благотворно влияет на общую эстетическую культуру школьника, делает его более квалифицированным читателем и зрителем. Практические задания на занятиях литературного кружка направлены на развитие навыков творческого чтения. Например, подобрать иллюстрацию к каждому виду художественной выразительности, привести примеры или придумать пародию на злоупотребление образной выразительностью, примеры жеманства и манерности языка. Все задания могут стать программой литературного вечера-конкурса, подготовленного членами кружка.

     Как говорил В.А.Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности». С этой целью учитель организует музыкальные кружки на базе школы.

     Музыкальные кружки по своей доступности, распространенности и охвату большого количества школьников занимают ведущее место среди других форм кружковой работы по музыкально-эстетическому воспитанию. Многообразие видов деятельности в кружке способствует наиболее оптимальному развитию музыкальных способностей. Музыкальные кружки предполагают хоровое пение, поэтому музыкальный кружок называют хоровым кружком. Хороший хор – это образец звучания, художественного исполнения, владения певческими навыками. Руководителем хора является хормейстер, который организует хоровой коллектив (однородные хоры, смешанные), делает занятия хора естественным продолжением музыкального воспитания на уроке музыки.

     Я считаю, что основная задача кружка рисунка и живописи – развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения. На занятиях дети обучаются сознательно использовать изобразительные и выразительные средства рисунка и живописи. Основные виды деятельности в кружке – работа с натуры, по памяти, наблюдение, композиционная и декоративная работа. Самый распространенный вид работы в младших классах – композиция на темы. В создании рисунков дети могут опираться на наблюдения или же на литературные и фольклорные источники, с привлечением доли фантазии. 

     Кроме кружков на базе школы учитель может организовывать клубы. Участниками клуба могут быть дети разных классов. Работа в клубе способна вызвать не только интерес к действительности и умение видеть ее эстетически выразительные качества, но и интерес познания коллективного творчества. Примером таких клубов могут быть, клубы по изобразительному искусству, где дети узнают, насколько интересен мир живописи, клубы юных книголюбов, где дети делятся впечатлениями от прочтения книг, понравившихся им, обсуждают поступки героев, рассматривают сюжет произведения.

     В последнее время в школах появляются студии: музыкально-хоровые, литературно-творческие … Учитель организует работу в школьной студии по такому же принципу, что и работа в студии на базе учреждений дополнительного образования.

      Например, музыкально-хоровые студии – это студии с необходимым комплексом музыкальных дисциплин. В учебный план студии входят хор, сольфеджио, инструмент, музыкальная литература. Формируя певческие навыки, нельзя отрывать друг от друга технические и художественно-эстетические задачи. Руководитель хора начинает работу над исполнением хоровых произведений без музыкального сопровождения

(a capella). Подготовка к выступлениям помогает учащимся студии узнавать много новых песен дополнительно к школьной программе, развитию музыкальных способностей, точной вокальной интонации.

     Литературно-творческие студии дают возможность школьнику взглянуть на литературу со сравнительно новой точки зрения – отталкиваясь от основных литературоведческих понятий. Основной метод работы в такой студии – самостоятельный подбор иллюстрирующих литературоведческие термины художественных текстов. Такой метод не только расширяет эрудицию школьников, но и развивает их литературно-творческие способности.

     Каким-то клубом руководит сам учитель, а главная его задача - увидеть способности ребенка, его интерес к творческой деятельности и помочь ему самореализоваться в том или ином клубе или кружке.

     Классный час, часы информации, КТД – основные формы работы с ученическим коллективом, к которым учитель имеет непосредственное отношение. На рассмотрении этих форм остановимся ниже.

     Таким образом, рассмотренные нами методы и формы способствуют формированию художественного вкуса и представлений о роли искусства в жизни современного общества, развитию их жизненному опыта и наблюдательности, а так же освоению детьми умений и навыков художественной деятельности. Важно, чтобы учитель начальных классов учитывал вышеназванные формы при планировании воспитательной работы в классном коллективе.