Критерии эстетической воспитанности

Недошивкина Ольга Юрьевна

Критерии эстетической воспитанности

 

     Эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируется творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и действительности. Эстетический идеал социально обусловлен и выражает представления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений.

     Эстетическая воспитанность человека не мыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком, по нашему мнению, эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни.

     Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения – любование.

     Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим – все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в окружающем мире.

      Внешним показателем эстетической воспитанности принято считать художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве, жизни, поведении, отношениях. В нем органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.

     Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных.

      Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние.

     Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, тот или иной уровень его сформированности, а  также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей; в оценке явлений искусства и жизни; в результатах их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества.  Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, соединенное с импровизацией, созиданием нового образа.

     Социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к разным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействие с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.

     Исходя из всех названных критериев, можно сделать вывод, что эстетическая воспитанность предполагает единство эстетических убеждений личности с ее интуитивными ориентациями и самопроявлениями во всех формах деятельности. А это требует не только эстетического обучения, но и просвещения, т.е. личность должна приобретать эстетические знания и убеждения, эстетические вкусы и художественные навыки, формировать творческие способности.

       Таким образом, на основании выше раскрытых вопросов я пришла к выводу, что эстетическое воспитание нацелено на общее развитие, как в эстетическом плане, так и в духовном. Это достигается путем использования учителем различных средств, методов и форм эстетического воспитания, направленных на решение важнейших задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к творчеству и развития эстетико-психологических качеств личности младшего школьника, которые выражены эстетическим восприятием, идеалом, вкусом и другими психическими категориями эстетического сознания.