Новые предметы в начальной школе. Основы мировых религиозных культур и светской этики.

Бурлакова Ольга Дмитриевна

Основы религиозных культур и светской этики...Очень много различных высказываний было по -поводу возникновения этих дисциплин в начальной школе. Но, как учитель, который вот уже второй год  ведёт эти два модуля, хочу ещё раз подчеркнуть значимость этих предметов. Все мысли и предположения, изложенные в  моей  курсовой работе подтвердились на практике. Многие мои коллеги и родители считали, что рано, мол. детей "грузить". Но вспомним  высказывания А. Макаренко, великого УЧИТЕЛЯ, и сразу станет ясно: лучше рано, чем поздно. Лишь бы не опоздать, успеть вложить в детскую, пока ещё отзывчивую душу,  всё самое лучшее, доброе светлое. И четвёртый класс начальной школы самое подходящее время для введения в курс изучения этих предметов. А продолжать изучение необходимо, с моей точки зрения, по 7-ой класс включительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема «Позитивные возможности

и сложности преподавания курса ОРКСЭ»

Слушатель специальных курсов

повышения квалификации ВСЕ -60

Бурлакова Ольга Дмитриевна

ГБОУ СОШ 360, ВАО

Москва 2012

Еще в 2007 г. Президент России Владимир Путин заявил, что в сегодняшнем мире не может быть морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей.

7 декабря 2009 г. Министерством образования и науки была утверждена структура курса «Основы религиозных культур и светской этики», которая включала конкретные темы уроков.

Перед началом эксперимента 2009-2011 гг. Министерство образования РФ объявило, что принципами апробации выступают:

1) соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства, отделения религиозных объединений от государства и их равенство перед законом;

2) сотрудничество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями;

3) содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах;

4) учет запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.

Введение в школьную программу принципиально нового предмета спровоцировало широкую дискуссию в СМИ. Высказывались аргументы как «за», так и «против» эксперимента.

Но в целом необходимость введения данного учебного курса можно выразить словами Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана: «Религиозное невежество плодит и нравственное уродство, и нетерпимость к людям другой нации, другой религии. А религиозно образованный человек не пойдет ни в экстремистские группировки, ни по пути терроризма… Зная свою веру, он будет больше уважать других».

Чем сосуд наполнится, то из него и прольется! Сердца наших детей и души их нужно наполнять тем, что потом оттуда будет изливаться!

Если родители честно посмотрят на свои семьи, то увидят, что они редко (или никогда) не разговаривали с детьми о вечном: Добре, Любви и Вере. Но это вовсе не значит, что дети не получают эти знания из других источников. Телеканалы расскажут им, что Любовь – это половые отношения; Добро – это то, что у тебя в кошельке; зло – это когда тебя поймали за нарушение закона; а Вера – гороскопы, гадания, милые ведьмы и вампиры.

Если учителя посмотрят на свои классы, то тоже увидят, что малышей трудно усмирить: они не умеют слушать и слушаться взрослых… Эту ситуацию не изменить, рассказывая о толерантности и этике Современная этика – это мир перевернутых понятий. Выбор между этикой и религией в том и заключается, что человек выбирает между миром, который его окружает, и Истиной.

В свою очередь, новые государственные образовательные стандарты говорят о том, что необходим выпускник, способный обладать коммуникативными навыками и предъявляются требования к личности выпускника. Воспитать личность, умеющую представить свою точку зрения, уважать мнение другого партнера, вести дискуссию, можно только работая на принципах деятельностного обучения, опоры на самостоятельное мышление и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности. Именно на это и направлен курс ОРКСЭ.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения необходимо обратить внимание на те приоритеты в духовно-нравственном воспитании, которые лежат в основе стандарта, а также на те межпредметные и личностные результаты обучения, достижению которых должен способствовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Содержание и методические подходы в преподавании курса находят общность в следующих учебных предметах:

  • история и обществознание;
  • русский язык и литература;
  • искусство.

Несмотря на то, что в последние десятилетия выросла информированность детей, и появилось большое количество источников информации альтернативных книге, беспокоит то, что наши дети мало читают.

Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, недостаточная сформированность общеучебных умений и навыков, трудности развития логического мышления.

Необходимо отметить, что художественные произведения являются для учащихся 4-5 классов одним из источников нравственного воспитания, способов воздействия на их мысли, чувства, воображение. Читая литературные произведения, они приобретают первый жизненный опыт, учатся разбираться в поступках героев, верить в силу добра.

Работа с текстом является важной составляющей учебной деятельности в курсе «Основы религиозных культур и светской этики».

Следовательно, можно говорить о текстоцентрическом подходе в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики». Ведь именно использование литературных текстов дает возможность привить основы нравственной культуры, понять аллегорический смысл, оценить художественную ценность. Особенно это актуально в контексте перехода к новым ФГОС. Соответственно цели и задачи при отборе содержания образования, педагогических методов и приемов на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики» следует ставить в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения и ориентироваться на достижение предусмотренных им результатов в особенности личностного и межпредметного характера.

Дидактические материалы к модулю «Основы светской этики» подготовлены к отдельным темам и представляют собой различные типы заданий, направленных на формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков:

слушание

чтение

письмо

речь

Умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию

Навыки правильного, осмысленного чтения, умение находить конкретную информацию;

интерпретация содержания

Умение собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами и стилями речи.

Умение построить монологическое высказывание, ведение диалога, участие в дискуссии.

Особое внимание необходимо уделить чтению. Используются основные виды чтения:

  • ознакомительное чтение (извлечение основной информации или выделение отдельных фрагментов);
  • изучающее чтение (извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста);
  • поисковое чтение (нахождение конкретной информации или факта);
  • рефлексивное чтение (сопоставление различных точек зрения и разных источников информации, сопоставление иллюстративной информации с информацией текста).

Дидактические материалы, представленные в приложениях, можно использовать для различного вида заданий по усмотрению учителя:

- задания на составление вопросов к тексту;

- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова);

- задания с выбором ответа (тестового характера);

- составление плана текста;

- задания логического характера (подбор синонимов, продолжи цепочку слов);

- работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.);

- задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.);

- задания к тексту (ответы на вопросы, озаглавливание, самостоятельное составление вопросов).

Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся 4-5 классов оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.).

Особая подготовка требуется при использовании притч в содержании урока. Притча обладает наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление.

Притчи можно разделить на 2 категории:

  1.  религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста;
  2.  светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

Основные способы использования притч в курсе:

  • определение смысла и идеи притчи;
  • подготовка ответов на вопросы по содержанию и его осмыслению;
  • определение ключевых понятий в тексте;
  • сравнение нескольких притч;
  • иллюстрирование;
  • сочинение своей притчи по аналогии;
  • инсценирование и пр.

Важное место в реализации курса занимает работа в группах, которая позволяет стимулировать самостоятельную работу, мышление учащихся, умение работать в коллективе. Реализации этих задач способствуют ситуации для обсуждения в группе, позволяющие формировать у учащихся верные нравственные ориентиры.

Немаловажное значение в создании психологического комфорта занимает оценка деятельности ученика на уроке. Курс «ОРКСЭ» безотметочный, но участие ребенка на уроке, его домашнее задание должны быть обязательно оценены как учителем, так и им самим. Во время апробации курса учитель не ставит привычных для учащихся оценок, поэтому необходимо использовать другие способы мотивации учащихся на активное участие в уроке и домашнюю подготовку. Кроме того учителю самому необходимо определять способы осуществления рефлексии. Цель - оценка изученной информации, осмысление учениками своих действий на уроке. Что это дает учителю? Учитель не только может определить насколько продуктивным оказалось занятие, но и узнать мнение учащихся об общей атмосфере занятий, своевременно корректировать свою образовательную деятельность.

На мой взгляд, одной из трудностей преподавания курса ОРКСЭ является возрастной ценз целевой аудитории. В связи с этим я считаю сугубо деффиренциированный подход к каждому ученику необходимым аспектом урока, что предполагает построение диалога с каждым учащимся. В рамках преподавания курса ОРКСЭ пристального внимания заслуживает наличие обратной связи – реакции учащихся на то, что услышано, прочитано или увидено. Еще одна сложность-это необходимость в систематическом повышении уровня знаний учителя. Вследствие загруженного графика работы может возникнуть нехватка времени на постоянное самообразование (систематическое повышение знаний). Но, учитывая постоянное совершенствование системы методической помощи, многие проблемы будут успешно решены.

Духовные ценности, нормы, моральные установки, идеология и убеждения, все это является частью нашего мировоззрения и отражено в произведениях художественной литературы. На уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики», на примерах художественной литературы, ребята учатся определять нравственное и безнравственное поведение, давать правильную оценку поступкам и событиям, делать выводы.