"Использование ИКТ на уроках в начальной школе"

Санжиева Валентина Мунненовна

 


        Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонст­рировать? На помощь пришли компьютерные технологии. В начале XXI века информа­ционные инструменты и технологии как персональный компьютер, интернет и другие являются неотъемлемой частью нашей жизни, и практически невозможно представить образовательный процесс без использования мультимедийных средств. 
         XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
     Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать коорди­натором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть со­временными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
        Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны об­наруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.
      Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентиро­ваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими спосо­бами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информа­цией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках уси­ливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятель­ность учащихся, формирует навык исследовательской деятельности, способствует по­вышению качества образования. Особенностью учебного процесса с применением ин­формационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает про­цесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряю­щего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятель­ность. Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать пси­хологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное пре­обладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества де­тей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фрон­тальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в де­формированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
    Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
        При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит много времени для создания собственных презентацций. И я часто использую электронные ресурсы учеб­ного назначения:
ресурсы Интернет
электронные энциклопедии.
          Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз. 
        Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и за­крепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информацион­ных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
         Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
 повышает качество знаний;
 продвигает ребенка в общем развитии;
 помогает преодолеть трудности;  
 вносит радость в жизнь ребенка;
 создает благоприятные условия для лучшего       
 взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в  учебном процессе.
         Кроме того, фрагменты уроков, на которых  используются презентации, отражают один из главных  принципов создания современного урока – принцип привлекательно­сти. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активно­стью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
        На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора срав­нивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение.
          Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Использование презентаций по­зволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. 
         В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить ха­рактер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам.
         Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.         
       Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возмож­ность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стре­лок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. При­чём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
            Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразли­чен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, пе­дагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном об­разовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с уче­том их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учи­телю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осу­ществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.
 
 
 
 
 
                                              Список литературы:
1.      Захарова Н.И. «Внедрение информационных технологий в учебный процесс» - журнал «Начальная школа» №1, 2008г.
2.      Руденко Н.Н. «Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе».
3.      Рыбьякова О.В. «Информационные технологии на уроках в начальной школе», 2008г.