Значение уроков чтения в формировании эстетической культуры

Недошивкина Ольга Юрьевна

Значение уроков чтения в формировании эстетической культуры

 

       Эстетическое воспитание при общении с литературой - это, прежде всего, воспитание творческого читателя, развитие литературно-творческих способностей школьников.

     У младших школьников некоторое время сохраняется отличающая детей образность восприятия действительности. Исходя из этого, можно назвать главную задачу литературно-творческого развития детей младшего школьного возраста: сделать воображение младшего школьника более содержательным, оснащенным знаниями закономерностей окружающего мира.

     В младших классах широко практикуется «словесное рисование». Например: «Как бы ты нарисовал этого героя?», «Какой рисунок ты хотел бы сделать к этому рассказу?». Хотя большинство младших школьников любят рисовать по-настоящему, словесное рисование их тоже привлекает и оказывается, в общем-то, доступнее. В этом случае  не мешает отсутствие изобразительных навыков. «Рисуя словами», школьник упражняет воображение, развивает речь и чувство стиля.

     Младшие школьники могут сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению (например, Т.Мавриной и В. Серова к «Сказке о попе и работнике его Балде» или В. Васнецова и И. Билибина к «Сказке о царе Салтане»). Школьники вполне могут объяснить, почему одна из «картинок» им нравится больше. Еще важнее, на наш взгляд, приучать их замечать, чем отличается герой или даже общее настроение на разных иллюстрациях. Конечно же, ответы и мнения детей будут разными. Важно только, чтобы сравнения не наталкивали на неизбежно однозначный ответ по типу «плохой-хороший», - такие сравнения малоплодотворны и скучны.

      Начиная с младшего школьного возраста, школьники охотно выполняют несложное упражнение, развивающее внимание к деталям художественного текста: рассказ или отрывок из повести читается вслух, затем ребятам показывается иллюстрация, а они должны указать то место, к какому относится эта иллюстрация. Увлекает детей и упражнение, которое позволяет проявить фантазию: учитель читает рассказ не до конца, а школьники должны написать продолжение сами. Затем придуманный школьниками текст сравнивается с тем, который предлагает автор. Упражнение такого характера развивает внимание к художественным деталям произведения и к логике авторской мысли.

     Понимание чужой мысли, высказанной в поэтической форме, «протекает» в условиях особого состояния. Эстетический характер восприятия поэтического текста отличает от чтения произведений других жанров. Для младшего школьника, читающего или слушающего поэтическое произведение, характерен уже более сдержанный, но не менее эмоциональный отклик, как на стихотворный режим звучания, так и на красоту языкового выражения. «Становится радостно на душе…», «Поднимается настроение…», «Забываешь о плохом…», - говорят дети о чтении стихов.

      Большие воспитательные возможности несут в себе произведения таких писателей, как В. Бианки. Он соединил научное и художественное в лучших своих детских книгах. Это проявляется и в самой тематике произведений, и в эстетико-педагогических их функциях, и в специфике композиционного построения, и в самом характере творческого метода автора. Создавая свои произведения, В. Бианки выступал и в роли ученого, и в роли художника. Красота природы, показанная автором в своих произведениях, дает возможность для формирования эстетических вкусов ребенка. Например, в рассказе «Бешеный бельчонок» лес после дождя автор описывает так: «Лес весь, сверкая, переливал разноцветными веселыми звездочками, каждый листок, каждая травинка блестела, улыбалась капельными глазками – солнце еще только поднималось над деревьями и не успело высушить от вчерашнего дождя».  Такой пейзаж помогает ярче представить себе обстановку, душевное состояние, настроение героев.

     Нельзя оставить незамеченной книгу-энциклопедию «Лесная газета», которая открывает читателю удивительный мир жизни природы во всем ее многообразии.

     Таким образом, ребенок младшего школьного возраста при чтении и осмыслении произведения способен осуществить эстетико-речевую деятельность, позволяющую сформировать повседневное творческое отношение к языку.