АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Деликатная А.А.

студентка 5 курса

педагогического факультета

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный

педагогический институт»

Исторический анализ взглядов на проблему и способы ее решения свидетельствует, что, начиная с Я.А. Коменского, ученые были серьезно озабочены организацией процесса обучения, местом в нем ученика и его позицией. Педагоги остро поставили вопрос о необходимости самостоятельного познания детьми окружающего мира, непосредственного наблюдения изучаемых «вещей и явлений» (Я. Коменский, Ж. Руссо), напрямую связывая результаты обучения со степенью их активности. Позднее была вскрыта зависимость умственного развития учащихся от их познавательной активности и способов организации процесса обучения (И. Гербарт, А. Дистервег, П. Песталоцци и др.). Так наметились контуры концепции развивающего обучения.

Пополнялся арсенал способов, обеспечивающих развитие учащихся: сократовская катехизация, сократовская беседа, эвристика (Ф. Динтер), эвристический метод. Наиболее полную характеристику эвристического метода дает В.П. Беспалько, отметив следующие его отличительные особенности: «возбуждать самостоятельность ученика, его стремление получить ответ на самостоятельно поставленный вопрос, стимулировать самостоятельный поиск истины путем размышления и исследования» [1, с. 145].

Идея исследовательского подхода к обучению в России была впервые выдвинута еще в XІX веке. М.Б. Гельфанд отмечает, что процесс поисков и открытия истины – творческий, требующий настойчивости, напряжения усилий и активной умственной самодеятельности [3, с. 250]; В.А. Далингер говорит, что необходимо, тренировать «деятельность рассудка» с помощью научных методов – сравнения, сопоставления, классификации, комбинирования, выведения следствий [5, с.72]. С.В. Верига указывается, что именно школа должна подготовить учащихся к самостоятельному мышлению, вооружить их научными приемами исследования [2, с. 42].

В XX столетии проблема формирования исследовательских умений получила в педагогической науке дальнейшее развитие. Особенно плодотворными в этом отношении были первые три десятилетия: именно в это время теоретически обосновывается и описывается исследовательский метод как способ организации поисковой, творческой деятельности по решению проблем и проблемных задач, важнейшими функциями которого являются не только ознакомление учащихся с методами изучаемых наук и развитие их творческой самостоятельности, но и глубокое, сознательное усвоение знаний (В.С. Мухина, В.Ф. Натали, А.Н. Пинкевич, С.Т. Шацкий и др.). Этот метод усиленно пропагандировался и успешно применялся, особенно в преподавании предметов естественнонаучного цикла, где он выступал под разными названиями: «метод исканий», «лабораторно-эвристический», «опытно-исследовательский», «эвристический» [7, с. 124].

Однако в 20-е годы XX века исследовательский метод абсолютизируется, превращается в некую педагогическую панацею; он используется в значительной степени формально, скорее как форма организации обучения. К тому же при отсутствии у учащихся в этот период системы знаний даже задания исследовательского характера, не опирающиеся на определенный уровень знаний, не приводят к ожидаемым результатам [4, с. 45].

Новая фаза плодотворных поисков научного решения проблемы формирования исследовательских умений начинается с 60-х годов XX века в связи с разработкой теории и методики развивающего (В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.) и проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.). Она тесно увязывается с проблемами познавательной самостоятельности (П.И. Пидкасистый, Н.А Половникова, Т.И. Шамова и др.), получившей в дидактике определение познавательной способности в связи с ее не только педагогическим, но и психологическим обоснованием, и развития творческих способностей (Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Е.В. Пержинская).

Изучая познавательную деятельность исследовательского характера, в процессе которой учащиеся проходят путь от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения, ученые выделили целый ряд исследовательских умений, лежащих в ее основе. Определился набор действий, создающих в своем единстве целостную картину исследовательской деятельности: осуществляя ее, учащиеся должны обдумать проблему, построить предположение, наметить способ проверки его истинности, обдумать постановку предполагаемого опыта, самостоятельно провести опыт, зафиксировать результаты наблюдения, сформулировать выводы, сопоставить их с первоначальной гипотезой, защитить перед классом правильность сделанных выводов (М.Н. Скаткин). Были вскрыты психологические основания формирования у учащихся исследовательских умений: мотивация учения, личностные смыслы, ценностные отношения, тип мышления, индивидуальные и возрастные особенности, качества личности и т.п. (В.И. Андреев, С.П. Арсенова, Б.А. Викол, Л.В. Гурьева, С.Ю. Залуцкая, Т.А. Камышникова).

С точки зрения теории деятельности научное исследование представляет собой особый вид деятельности – исследовательскую деятельность.

Научные исследования и исследовательская деятельность в сфере образования имеют свою специфику. Их главной целью является не получение объективно нового результата, а развитие личности учащегося. Подчеркивая эту мысль, С.С. Пичугин отмечает, что в образовании исследовательская деятельность направлена на приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе [8, с. 45].

А.Н. Поддьяков считает, что исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования [9, с.54].

Н. Долгушина под исследовательской деятельностью понимает деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [6, с. 3].

По мнению Н.А. Семеновой исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения [10, с. 23].

В качестве одной из важных особенностей исследовательской деятельности обучающихся школы выступает ее направленность на получение субъективно новых знаний – самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки. Они соответствуют учебно-исследовательской деятельности младших школьников: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать учебно-исследовательскую деятельность.

Литература:

1.      Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В.П. Беспалько. – Воронеж, 1977. – 320с.

2.      Верига, С.В. Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками [Текст] / С.В. Верига // Исследовательская работа школьников. – 2003. – №3. – С. 41–43.

3.      Гельфанд, М.Б. Внеклассная работа по математике в начальной школе [Текст] / М.Б. Гельфанд. – М: Просвещение, 2002. – 208с.

4.      Горшкова, О.Д. Нестандартные задания по математике для  младших школьников [Текст] / О.Д. Горшкова // Начальная школа: математика. – 2005. – С. 43-54.

5.      Далингер, В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики [Текст] / В.А. Далингер // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2007. – № 4 – С.71-73.

6.      Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н. Долгушина // Начальная школа. – 2006. – №10. – С.8-11.

7.      Мухина, В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности [Текст] / В.С. Мухина // Народное образование. – 2006. – №7. – С. 123-127.

8.      Пичугин, С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики [Текст] / С.С. Пичугин //Начальная школа. – 2009. – №7. – С.43-47.

9.      Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Текст] / А.Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / Под общ.ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 51-58.

10.  Семёнова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А. Семенов // Начальная школа. – 2006. – №2. – С.21-26.