конспект урока по литературному чтению 3 класс

Елена Викторовна Редькина

Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Цели: -  продолжить формирование умения анализировать текст

Задачи:

1. продолжить формирование умения анализировать текст

2.- развитие речи.

3.- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.

 

1. Разминка.

 

 

На сознательность чтения.

Цель: развивать сознательность чтения, умения размышлять над значением отдельных слов и выражений, определять их смысл и умения выразить его в собственных словах.

 

1.  Объясни значение слов:

 - приковылял Заяц

- Лиса убралась

Подберите к этим словам синонимы.

 

2.Объясни смысл выражения  «Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.» - описание природы Урала с132

 

Олицетворение

Сравнение

эпитеты

 

3.Прочитай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.

 

1) Что же я теперь буду делать, а?

2) Что же я теперь буду делать, а?

3) Что же я теперь буду делать, а?

4) Что же я теперь буду делать, а?

 

От того, какое слово выделяется голосом, зависит смысл сказанного.

 

4.Цель: развивать скорость чтения про себя.

 

с127-129  «БЫСТРЕЕ»

 

У каждого учащегося отрывок из сказки. Учитель называет слова, с которых учащиеся должны начать и закончить чтение, даёт 3 секунды на ориентировку и засекает время. По команде учителя дети начинают читать про себя в быстром темпе. Ученик, прочитавший отрывок, поднимает руку. Учитель фиксирует время и может получить показатели скорости чтения для каждого ученика отдельно.

 

Данное упражнение можно использовать на этапе  вторичного чтения текста.

 

 

Развитие внимания.

 

- Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

 

1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ                                         доска + раб. в парах

2. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН

3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ                                        

 

- Найдите общее понятие для каждой строчки.

 

Назовите времена года?

Какие изменения происходят с наступлением осенние в природе?

 

-Что же гонит птиц с милой родины? (холод и бескормица)

 

2. Орг. момент.

 

Какой раздел мы начали изучать?

Эпиграф к разделу?

 

                                            КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ!

     Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…

                                                                                                К.Дитмар.

 

      - Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и  сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича  Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

 

 

3.Работа с текстом.     

 

 

 

 

1  З

 И

  М

 А

 

 

 

 

 

 

 

 

2 У

  Т

  К

 А

 

 

 

 

3  С

  А

  Ж

  Е

  Н

  Ь

 

 

 

4  С

  Е

 Л

  Е

  З

  Е

  Н

  Ь

 

 

 

5  К

  О

  С

  Я

  К

 

 

6  В

 

  Е

  Р

  С

  Т

  А

 

 

 

 

 

 

 

 

7 В

  О

  Ж

  А

  К

8  К

 

  Р

 Ы

  Л

  О

 

 

 

 

 

1.    Суровое время года которое нужно было пережить Серой Шейке?

2.    Водоплавающая птица ?

3.    Старая мера длины, равная 2м 13см ?

4.    Самец утки ?

5.    Стая птиц ?

6.    Русская мера длины равная 1,06 км ?

7.    Тот кто ведёт за собой других ?

8.    Что было повреждено у Серой Шейки?

 

                    Выделенный ряд

МУЖЕСТВО - Храбрость, присутствие духа в опасности ?

 

·         Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.

                                                  Вольтер

 

- Кто проявил мужество в рассказе?

 

Проверим дом. Работу- озаглавить части и соотнести с сюжетными картинками

 

- Вспомните содержание сказки и расположите картинки в порядке следования событий.

 

- В какой ситуации оказалась Серая  Шейка?

 

- Вспомним разговор Утки и Селезня (чтение по ролям).

Селезень -

Утка  -

Автор -

- Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью?

 

(Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).

 

- А Селезень?

 

Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.

 

- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных  жизненных позиции?

-Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню?

 

Рабочая тетрадь описание героев с50

доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие,  безразличие

 

Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.

 

Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил рассуждать  и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то  «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех».

 

-В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда: если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том, что полезно, а что вредно для организма, стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным ОБЫВАТЕЛЕМ.

                                                                              толковый словарь

- Действительно, «обыватель» - это человек, который выражает внешнее сочувствие, внешнюю заинтересованность в жизни других – однако никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека.

-Хорошо ли находиться рядом с таким человеком?

 

Синквейн

  1. Старая утка
  2. Селезень
  3. Серая шейка

 

- Можно ли сказать, что автор – тонкий психолог, умеет анализировать переживания  других людей( а разве переживания утки  нечеловеческие)?

 

- Кого вам больше жалко: старую Утку или Серую Шейку?

Старая Утка так переживала за дочку-калеку, что перестала замечать своих других здоровых детей, искала разные способы утешить ее.

Утка старалась скрыть от Серой Шейки свое отчаяние, плакала, прячась от всех, а при Серой Шейке старалась казаться веселой. С128

Перед отлетом Утка не спала всю ночь, так переживала за Серую Шейку. «Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети...»с130

 

Найдите во 2 части как описание природы перекликается с отчаянием старой утки – матери? С128

 

- Из чего состоит жизнь Серой Шейки после отлета стаи? (выборочное чтение гл.3)с130

Действительно, Серая Шейка жила в постоянном страхе и не могла наслаждаться жизнью.

Какие чувства одолевали Серую Шейку? (Скучно и одиноко)

-Прочитайте как природа описана автором

 

- Какими словами заканчиваются первые 2 главы этой сказки?

 

1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою».  – Селезень

 

2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка

 

3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц

 

- Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка.

 

- Была ли Лиса  единственной угрозой жизни Серой Шейки?

 

Серая Шейка может погибнуть еще от холода, а, если река совсем замерзнет, то и от голода.

 

Какое чувство передалось Серой Шейке от Зайца после первого появления Лисы? С132 какими чудесами не могла любоваться С. Шейка?

 

- Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы?

( Отметил детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)

 

-Для чего автор вводит описание пейзажа в рассказ? – правило с 136

 

- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?

 

- Вам понравился Акинтич? Какой это человек? (добродушный)

 

(Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота. )

 

 

4. Д/з  

 

Поставь себя на место Серой Шейки и составь пересказ сказки от лица главной героини , выбрав из неё эпизоды касающиеся только судьбы С.Шейки                          

 

  1. Итог урока + оценивание

Какова основная мысль сказки

                         

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peyzazh._d.mamin-sibiryak_seraya_sheyka.rar14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Цели: -  продолжить формирование умения анализировать текст

Задачи:

1. продолжить формирование умения анализировать текст

2.- развитие речи.

3.- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.

1. Разминка.

 

На сознательность чтения.

Цель: развивать сознательность чтения, умения размышлять над значением отдельных слов и выражений, определять их смысл и умения выразить его в собственных словах.

1.  Объясни значение слов:

 - приковылял Заяц

- Лиса убралась

Подберите к этим словам синонимы.

2.Объясни смысл выражения  «Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.» - описание природы Урала с132

Олицетворение

Сравнение

эпитеты

3.Прочитай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.

1) Что же я теперь буду делать, а?

2) Что же я теперь буду делать, а?

3) Что же я теперь буду делать, а?

4) Что же я теперь буду делать, а?

От того, какое слово выделяется голосом, зависит смысл сказанного.

4.Цель: развивать скорость чтения про себя.

с127-129  «БЫСТРЕЕ»

У каждого учащегося отрывок из сказки. Учитель называет слова, с которых учащиеся должны начать и закончить чтение, даёт 3 секунды на ориентировку и засекает время. По команде учителя дети начинают читать про себя в быстром темпе. Ученик, прочитавший отрывок, поднимает руку. Учитель фиксирует время и может получить показатели скорости чтения для каждого ученика отдельно.

Данное упражнение можно использовать на этапе  вторичного чтения текста.

Развитие внимания.

- Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ                                         доска + раб. в парах

2. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН

3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ                                        

- Найдите общее понятие для каждой строчки.

Назовите времена года?

Какие изменения происходят с наступлением осенние в природе?

-Что же гонит птиц с милой родины? (холод и бескормица)

2. Орг. момент.

Какой раздел мы начали изучать?

Эпиграф к разделу?

                                            КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ!

     Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…

                                                                                                К.Дитмар.

      - Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и  сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича  Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

3.Работа с текстом.     

1  З

 И

  М

 А

2 У

  Т

  К

 А

3  С

  А

  Ж

  Е

  Н

  Ь

4  С

  Е

 Л

  Е

  З

  Е

  Н

  Ь

5  К

  О

  С

  Я

  К

6  В

  Е

  Р

  С

  Т

  А

7 В

  О

  Ж

  А

  К

8  К

  Р

 Ы

  Л

  О

  1. Суровое время года которое нужно было пережить Серой Шейке?
  2. Водоплавающая птица ?
  3. Старая мера длины, равная 2м 13см ?
  4. Самец утки ?
  5. Стая птиц ?
  6. Русская мера длины равная 1,06 км ?
  7. Тот кто ведёт за собой других ?
  8. Что было повреждено у Серой Шейки?

                    Выделенный ряд

МУЖЕСТВО - Храбрость, присутствие духа в опасности ?

  • Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.

                                                  Вольтер

- Кто проявил мужество в рассказе?

Проверим дом. Работу- озаглавить части и соотнести с сюжетными картинками

- Вспомните содержание сказки и расположите картинки в порядке следования событий.

- В какой ситуации оказалась Серая  Шейка?

- Вспомним разговор Утки и Селезня (чтение по ролям).

Селезень -

Утка  -

Автор -

- Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью?

(Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).

- А Селезень?

Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.

- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных  жизненных позиции?

-Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню?

Рабочая тетрадь описание героев с50

доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие,  безразличие

Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.

Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил рассуждать  и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то  «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех».

-В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда: если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том, что полезно, а что вредно для организма, стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным ОБЫВАТЕЛЕМ.

                                                                              толковый словарь

- Действительно, «обыватель» - это человек, который выражает внешнее сочувствие, внешнюю заинтересованность в жизни других – однако никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека.

-Хорошо ли находиться рядом с таким человеком?

Синквейн

  1. Старая утка
  2. Селезень
  3. Серая шейка

 

- Можно ли сказать, что автор – тонкий психолог, умеет анализировать переживания  других людей( а разве переживания утки  нечеловеческие)?

- Кого вам больше жалко: старую Утку или Серую Шейку?

Старая Утка так переживала за дочку-калеку, что перестала замечать своих других здоровых детей, искала разные способы утешить ее.

Утка старалась скрыть от Серой Шейки свое отчаяние, плакала, прячась от всех, а при Серой Шейке старалась казаться веселой. С128

Перед отлетом Утка не спала всю ночь, так переживала за Серую Шейку. «Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети...»с130

Найдите во 2 части как описание природы перекликается с отчаянием старой утки – матери? С128

- Из чего состоит жизнь Серой Шейки после отлета стаи? (выборочное чтение гл.3)с130

Действительно, Серая Шейка жила в постоянном страхе и не могла наслаждаться жизнью.

Какие чувства одолевали Серую Шейку? (Скучно и одиноко)

-Прочитайте как природа описана автором

- Какими словами заканчиваются первые 2 главы этой сказки?

1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою».  – Селезень

2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка

3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц

- Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка.

- Была ли Лиса  единственной угрозой жизни Серой Шейки?

Серая Шейка может погибнуть еще от холода, а, если река совсем замерзнет, то и от голода.

Какое чувство передалось Серой Шейке от Зайца после первого появления Лисы? С132 какими чудесами не могла любоваться С. Шейка?

- Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы?

( Отметил детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)

-Для чего автор вводит описание пейзажа в рассказ? – правило с 136

- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?

- Вам понравился Акинтич? Какой это человек? (добродушный)

(Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота. )

4. Д/з  

Поставь себя на место Серой Шейки и составь пересказ сказки от лица главной героини , выбрав из неё эпизоды касающиеся только судьбы С.Шейки                          

 

  1. Итог урока + оценивание

Какова основная мысль сказки