Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Синёва Ольга Геннадьевна

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала.  Ученик, выходя из стен начальной школы,  прежде всего  должен  уметь учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Таким образом, у каждого из нас возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Поэтому теория  технологии развития критического мышления через чтение и письмо во многом была принята мной и стала частью проблемного обучения на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priyomov_trkm_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе

в условиях внедрения ФГОС

Синёва Ольга Геннадьевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №28» г. Балаково

Слайд №1

Последние годы внесли в историю образования свои коррективы. Наблюдая за своими учащимися, общаясь с коллегами, можно сделать вывод: наши дети не такие, какими были их сверстники раньше. Об этом скажет любой учитель, сравнивая своих нынешних учеников с учениками даже не столь далекого прошлого. Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, — это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск.

Думаю, что Вы согласитесь со мной, что сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала.  Ученик, выходя из стен начальной школы,  прежде всего  должен  уметь учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Таким образом, у каждого из нас возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Поэтому теория  технологии развития критического мышления через чтение и письмо во многом была принята мной и стала частью проблемного обучения на уроках.

Слайд №2, №3

 «Технология  развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер. Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная  задача по формированию критического мышления учащихся. "Критическое мышление" - это технология, которая даёт освоение нового способа познания. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Слайд №4, №5

Суть ТРКМЧП очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Слайд №6

Когда я изучала данную технологию, я насчитала около 30 приёмов. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

 I фаза  (5 минут)

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)        

II фаза (30 минут)

Осмысление содержания (получение новой информации)        

III фаза (10 минут)

Рефлексия (размышления, именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний).

Вроде бы всё уже нам знакомо. Так что же принципиально нового несёт технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

опыт работы показывает, что смоделировать урок  в той или иной технологии не просто, потому что организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени, но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

Сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приёма ТРКМ, затем научить их применять в работе на уроке. Например, что такое «Фишбоун» или «Кластер»? Как  правильно и быстро создать (написать) «Синквейн»? Что даёт «Чтение с остановками»?  И самое главное, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.

Слайд №7 Методические приёмы технологии РКМЧП:

  • «Кластер»
  • «Дерево предсказаний»
  • «Толстые и тонкие вопросы»
  • «Инсерт»
  • «Дневники и бортовые журналы»
  • «Лови ошибку!»
  • «Решение творческих учебных задач»
  • «Верите ли вы»
  • «Корзина идей»
  • Таблицы «З-Х-У», «Н-С-О»
  • «Синквейн» и т.д.

Слайд №8, №9, №10, №11

1. Кластер прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), данный приём предполагает  выделение смысловых   единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Полезные ископаемые» дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить следующий кластер: слайд №8  При изучении темы «Имя существительное» в центре листа учащиеся записывают ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ , затем ребята, в течении 1-2 минут фиксируют всё, что им известно об имени существительном. После, в форме игры «Аукциона знаний» назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Всё фиксирую на доске. Белым мелом учитель записывает всё, что знают дети, а то что узнают в течении урока записывается цветным мелом.

2. Инсерт Слайд №12

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот приём работает и на стадии осмысления.

3.Слайд №13 «Фишбоун»  в переводе означает «рыбья кость». Чаще всего использую на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение  данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу. Рассмотрим на конкретном примере. Урок окружающего мира по теме «Пустыня». В «голове» - экологическая проблема; верхние косточки – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» - нужно беречь зону пустынь.

4. Слайд №14 Таблица  «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. 

5.Слайд №15 Таблица «тонких» и «толстых вопросов» – этот приём развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Например, «тонкие» вопросы к сказке «Репка»: Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку?  «Толстые» вопросы: Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои?

6. Слайд №16  «Дерево предсказаний» Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

7. Слайд №17, №18, №19, №20  Синквейн– в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). Процесс написание синквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка. Приведу примеры синквейнов,  составленных учащимися 2 класса в ходе изучения древнерусских былин.

Нет смысла приводить подробно перечень всех вопросов для каждой фазы урока. У каждого учителя они свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКМЧП – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.

Используя тот или иной метод, приём ТРКМ я учитываю возрастные особенности обучающихся, так, например,  прием «Ромашка Блума» будет сложноват для детей младшего школьного возраста.  В то время как приемы «Фишбоун», «Кластер», «Верные и неверные утверждения» в начальной школе применяются успешно. Большим полем деятельности в применении ТРКМЧП в начальной школе  являются  уроки окружающего мира, литературного чтения,русского языка, реже –уроки математики (например, кластер).

Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Теоретически все просто, а на практике существуют определённые трудности.  Но роз без шипов не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые возникают при овладении этой технологией. Одна из них – это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много ксерокопий. Но, кроме технических трудностей, выступает еще одна – не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания.

Но я уверена, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология – технология развития критического мышления через чтение и письмо – получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности.

Слайд №21 Обобщая все вышесказанное, ещё раз хочется отметить, что работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать,синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией,  методами организации учения самообразования. Очень интересна данная технология. Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. За такими технологиями будущее.

Слайд №22, №23

С наступающим Новым годом!

Творческих успехов! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд №21

Список литературы:

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления.  СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.

2. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. - 175 с

4. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников. // Начальная школа. – 2007,  № 7, с.68-70.

Интернет-ресурсы:

1.http://ppt4web.ru/pedagogika/tekhnologija-razvitie-kriticheskogo-myshlenija.html

2.http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/02/25/o-formirovanii-tvorcheskogo-i

3.http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635b3bc78a4d53a88421316c27_0.html