Рабочая программа

Ким Елена Львовна

Календарно - тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

на заседании ПС  

Протокол № ______________________

                                       

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ Школа № 1467

_______________ Беляева Т.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Логопедия

коррекционные занятия для детей

 1-4 классов

на «2015- 2016» учебный год

.

Программа разработана и модифицирована на основе «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Ястребова А.В, Бессонова Т.П.»

Составитель:

ФИО Ким Елена Львовна

Должность учитель-логопед

Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с общим недоразвитием речи. разработана с учетом диагностических данных учащихся  и на основе государственной программы по русскому языку для учащихся начальных классов (программа «Русский язык» УМК «Школа России» для 1-4 кл., авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А. - М.: Просвещение, 2011г.), а также методических рекомендаций  Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. («Обучаем читать и писать без ошибок», М.: Аркти, 2007г.)

Содержание логопедической  работы.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :

  • на фонетическом уровне;
  • на лексико- грамматическом уровне;
  • на синтаксическом уровне.

Коррекционная работа на фонетическом уровне:

А. коррекция дефектов произношения;

Б. формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов.

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I Этап.. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Темы :

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.

Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.

Разделительный “ь”.

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;

Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II этапКоррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Темы:

Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.

Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.

Состав слова.

Корень слова и однокоренные слова.

Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.

Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.

Обобщение знаний учащихся о составе слова.

Предлоги.

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.

III этапКоррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

Темы:

Составление предложений. Выделение их из текста.

Связь слов в предложении.

Согласование существительных, прилагательных, глаголов.

Развитие навыков самостоятельного высказывания.

При работе над предложением следует:

  • выделять предложения из сплошного текста;
  • учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
  • формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Календарно - тематическое планирование логопедических занятий на I этапе коррекционной работы с учащимися ОНР

на 2015 – 2016 учебный год.

Дата

Тема

Кол-во

часов

01-18.09

Диагностический этап

10

   21-30.09

Подготовительный этап

Части тела. Представление о схеме собственного тела. Направления в пространстве. Пространственные взаимоотношения предметов. Предметы и фигуры. Последовательность предметного ряда. Последовательность числового ряда. Графическое обозначение направлений

         5

Коррекционный этап

        49

01.10

Буквы. Цифры. Слог. Слово

          1

05.10

Работа над словом.

1

08.10

Слова, обозначающие предмет.

1

12.10

Слова, обозначающие действие предмета.

1

15.10

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета.

1

19.10

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Простое нераспространенное предложение.

2

Слова, обозначающие признак предмета.

1

26.10

Простое нераспространенное предложение. Грамматическая основа предложения.  Распространение простого  предложения определением. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

2

09.11

Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки.

1

12.11

Составление распространенных предложений.

1

16.11

Дифференциация понятий предложение – слово – текст. Определение количество слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Составление схем предложений.

2

23.11

Работа с предлогами в, на

1

26.11

Работа с предлогами к, от

1

30.11

Работа с предлогами в – из , на – с (со)

1

03.12

Работа с предлогами около (у), из-за

1

07.12

Работа с предлогами над, под, по

1

10.12

Составление предложений. Составление схем предложений. Знаки препинания в конце предложений.

2

17.12

Составление рассказа. Составление схем предложений. Знаки препинания в конце предложений.

1

21.12

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

24.12

Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда.

1

11.01

Согласные звуки и буквы.

1

14.01

 Понятие «Слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко–буквенный анализ и синтез односложных слов. Схемы слов.

1

18.01

 Слоговой и звуко–буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных. Схемы слов.

1

21.01

 Слоговой и звуко–буквенный анализ и синтез двусложных  слов. Схемы слов.  Ударение. Перенос слова.

1

25.01

Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез двусложных  слов со стечением согласных. Схема слова. Ударение. Перенос слова.

1

28.01

 Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных  слов. Схема слова. Ударение. Перенос слова.

1

01.02

Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных  слов со стечением согласных. Схема слова. Ударение. Перенос слова.

1

04.02

Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез    слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слова.

1

08.02

Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных  слов. Схема слова. Ударение. Перенос слова.

1

11.02

Проверочная работа. Деление слов на слоги. Ударение.

1

15.02

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

1

18.02

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

1

29.02

Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных  «Ы И», «А Я», «О Ё», «У Ю», «Э Е».

3

07.03

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных ( в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слова.

1

10.03

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных ( в середине слов). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова.

1

14.03

Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи.

1

17.03

Звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных.

1

21.03

Дифференциация согласных [б – п (б’ –п’)] в устной речи и на письме.

1

24.03

Дифференциация согласных [д – т (д’ –т’)] в устной речи и на письме.

1

04.04

Дифференциация согласных [г – к (г’ –к’)] в устной речи и на письме.

1

07.04

Дифференциация согласных[ г – к – х]  в устной речи и на письме.

1

11.04

Дифференциация согласных [з – с (з’ –с’)] в устной речи и на письме.

1

14.04

Дифференциация согласных  [ж – ш] в устной речи и на письме.

1

18.04

Дифференциация шипящих и свистящих.

Дифференциация согласных  [ ж – з] в устной речи и на письме.

1

21.04

Дифференциация согласных [ ш – с]  в устной речи и на письме.

1

25.04

Дифференциация согласных [щ – с’] в устной речи и на письме.

1

28.04

Дифференциация согласных [ч – ц] в устной речи и на письме.

1

02.05

Дифференциация африкат.  Дифференциация согласных  [ч – т’] в устной речи и на письме.

1

05.05

Дифференциация согласных [ч – щ] в устной речи и на письме.

1

10.05

Дифференциация согласных [ц – с] в устной речи и на письме.

1

12.05

 Дифференциация соноров [р – л] в устной речи и на письме.

1

16.05

Итоговая проверочная работа.

           1

19.05

Текст. Работа над текстом

2

Календарно - тематическое планирование логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные ОНР

на 2015 – 2016 учебный год.

Дата

Тема

Кол-во

часов

01-18.09

Диагностический этап

7

21.09-19.05

Коррекционный этап

          55

21.09

Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы

1

24.09

Слог. Слогообразующая роль гласного.

1

28.09

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. Образование гласных II ряда .

1

01.10

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я

1

05.10

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными о – ё

1

08.10

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными у – ю

1

12.10

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы – и

1

15.10

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова

1

19.10

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова

1

22.10

Разделительный “ь”

1

26.10

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

29.10

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому и оптическому сходству.  Звук и буква а.

Звук и буква о.  Дифференциация гласных а – о.

1

09.11

Звук и буква у. Дифференциация гласных о – у

1

12.11

Дифференциация гласных ё – ю

1

16.11

Звук и буква и. Дифференциация гласных и – у

1

19.11

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных п –б

1

23.11

Дифференциация согласных ф –в

1

26.11

Дифференциация согласных т –д

1

30.11

Дифференциация согласных к –г

1

03.12

Дифференциация согласных с –з

1

     07.12

Дифференциация согласных ш –ж

1

10.12

Дифференциация графически сходных букв. Дифференциация графически сходных букв п – т

1

14.12

Дифференциация графически сходных букв п – т

1

17.12

Дифференциация графически сходных букв б –д

1

21.12

Дифференциация графически сходных букв л –м

            1

24.12

Дифференциация графически сходных букв х –ж

1

11.01

Синонимы. Слова  близкие по смыслу.

1

14.01

Антонимы. Слова, имеющие противоположное значение

1

18.01

Омонимы. Слова,  совпадающие по написанию и произношению, но имеющие разное значение.

1

21.01

Однозначные и многозначные слова.

1

25.01

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.

1

28.01

Родственные слова. Корень слова.

1

01.02

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

1

04.02

Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.

1

08.02

Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова.

1

11.02

Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

1

15.02

Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».

17.02

Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную «О» или «Е» между ними.

22.02

Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.

25.02

Приставка. Общее понятие о приставках и употребление их в речи.

29.02

Тренировочные упражнения в выделении приставок.

03.03

Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

07.03

Приставка и предлог. Тренировочные упражнения на различение приставки и предлога.

10.03

Разделительный твердый знак. Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. Разделительный мягкий знак. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

14.03

Общее понятие о суффиксах и употребление их в речи. Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.

17.03

Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.

21.03

Суффиксы,  указывающие на величину предметов. Суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением. Суффиксы со значением увеличения.

25.03

Суффиксы профессий.

04.04

Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении  их в речи.

07.04

Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

11.04

Морфологический состав слова. Закрепление материала.

14.04

Имя существительное. Общее значение. Имя существительное. Род и число.

18.04

Глагол. Общее значение. Число и время.

21.04

Различение имени существительного и глагола.

25.04

Имя прилагательное. Общее значение. Число и род.

28.04

Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола.

02.05

Предложение. Грамматическая основа предложения.

05.05

Предложение. Составление предложений.

08.05

Согласование глагола с именем существительного в числе и роде.

12.05

Согласование имени прилагательного с именем существительного в числе и роде.

16.05

Распространение предложений

19.05

Выделение предложений из текста

 

 

 

Календарно - тематическое планирование логопедических занятий на III этапе коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные ОНР

на 2015 – 2016 учебный год.

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

01-18.09.2015

Диагностический

6

21-19.05.2016

Коррекционный

 

21.09

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. Образование гласных II ряда .

1

25.09-28.09

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова

Разделительный “ь”. Разделительный «ъ».

2

01.10

Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных

1

05.10-08.10

Слоговой анализ и синтез слов

2

12.10-15.10

Звукобуквенный анализ и синтез слов

2

19.10

Звонкие и глухие согласные

1

23.10

Дифференциация согласных б –п

1

26.10

Дифференциация согласных в – ф

1

29.10

Дифференциация согласных г – к

1

09.11

Дифференциация согласных д – т

1

12.11

Дифференциация согласных з – с

1

16.11

Дифференциация согласных ж – ш

1

19.11

Дифференциация согласных с – ш

1

23.11

Дифференциация согласных з – ж

1

26.11

Дифференциация акустически сходных согласных: с – ц

1

01.12

Дифференциация согласных ц – ч

1

04.12

Дифференциация согласных ч – ть

1

07.12-11.12

Дифференциация согласных ч – щ

1

14.12-21.12

Родственные слова. Однокоренные слова

3

24.12-26.12

Безударные гласные в корне  слов

2

11.01-14.01

Суффикс. Словообразование

2

18.01-21.01

Приставка. Словообразование

2

25.01-28.01

Предлоги

2

01.02-04.02

Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание

2

08.02-11.02

Существительные, прилагательные. Согласование

2

 15.02-18.02

Существительные, глаголы. Согласование

2

 22.02-29.02

Синонимы, антонимы, многозначность слов. Фразеологизмы

3

 03.03-10.03

Предложение Связь слов в предложении

2

 14.03-17.03

Составление предложений

2

 21-03-24.03

Распространение предложений

2

 04.04-07.04

Выделение предложений из текста

2

 11.04-14.04

Предложение. Связь слов в предложении

2

 18.04-21.04

Текст. Выделение предложений из текста

2

 25.04-25.05

Работа над текстом. Составление рассказов. Написание изложений и сочинений.

8