Мотивационно-личностные компоненты как условия успешной адаптации в образовательной организации младших школьников с невротическим заиканием

Кравчук Анастасия Геннадиевна

Статься опубликована в сборнике по итогам IV краевой заочной научно-практической конференции педагогов-психологов ОО «Психологическая служба как ресурс развития современного образования» 2016 г.

«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»

                                                                                                       Демокрит.

 

В младшем школьном возрасте сосредоточенность на дефекте речи минимальна, а иногда и отсутствует, в то же время с возрастом речь все в большей степени становится инструментом учебной деятельности и необходимым средством расширяющегося общения. Речь выступает и как показатель развития интеллекта, учебных способностей и как показатель возможности ребенка презентовать и реализовать себя.

Ограничение или отсутствие способности осуществлять ту или иную деятельность ребенка с нарушением вербальной коммуникации меняет его объективное место, занимаемое в социальной среде, а тем самым и внутреннюю позицию по отношению к себе и ко всем внешним обстоятельствам.

Запинки в речи нарушают её плавное течение и являются основным проявление речевой патологии, которую принято называть заиканием. Заикание – прежде всего нарушение системы общения, глубоко затрагивающее личностную сферу человека, причем зачастую «ортопедическая» сторона (собственно речевой дефект) порой значительно меньше психологической.

Речевые судороги служат лишь исходным моментом заикания, – постепенно заикание обрастает невротическими комплексами, которые утяжеляют речевые нарушения.

Так, детям с заиканием свойственная эмоциональная лабильность, тревожность, трудности в общении, причем не только речевого, но и неречевого (невербального) и, как следствие, пассивная позиция в социуме и неумение проявлять волевые и лидерские качества.

Поэтому, заикание рассматривается как частный случай дизонтогенеза личности в младшем школьном возрасте, который  заключается в высокой вероятности формирования личностной дисгармонии и трудностей общения, переживаниях по поводу дефекта, сопровождающихся эмоциональным неблагополучием (усилением тревожности и выраженности защитных переживаний), а также дефиците саморегуляции, необходимой для успешной адаптации ребенка.

Проблема формирования и развития адаптационных способностей у детей с различными нарушениями речи является одной из центральных в современных исследованиях. В качестве основного механизма социально-психологической адаптации личности, И.А. Коробейников рассматривает преодоление проблемных и конфликтных ситуаций, позволяющие индивиду приобретать новый социальный опыт. [2, 87]

При наличии заикания, условия протекания процесса адаптации меняются, потому что создается особая социальная ситуация развития. Социальное окружение уделяет большое внимание качеству экспрессивной речи, стремится исправить её недостатки, соответственно, порицая их наличие. Одновременно от ребёнка требуется общительность, просоциальная направленность, поощряется социальная смелость, проявляющаяся умением вступать в речевое общение, правильно и вежливо отвечать на вопросы и самому их задавать. Недостатки речевого общения (в данном случае заикание), соответственно, можно рассматривать как трудности социализации, а отказ от общения, чем бы он ни был вызван, как её нарушение.

Л.А. Самойлюк отмечает, что навязчивые переживания, связанные с нарушением речи и страх возникновения речевых судорог, усиливаются в определенных коммуникативных ситуациях, в связи с чем у заикающихся появляется реакция избегания таковых, ограничение общения. Снижается речевая активность, возникает страх речи – логофобия. Наличие логофобии – яркий признак нарушения адаптации, нормой для которой является свободное общение, а также признак отсутствия или выраженной недостаточности психологической компенсации переживаний, связанных с дефектом. [3, 34]

Наиболее типичными трудностями адаптации в школе младших школьников с заиканием являются либо недобросовестное отношение к учению и другим социальным обязанностям, в основе которого лежит инфантильная безответственность, либо нарушения общения, базирующиеся на социальной робости. Оба эти компонента свидетельствуют о недостатке личностных ресурсов для полноценной компенсации трудностей.

Бывает также, что не все школьники с невротической формой заикания начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), а, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации). Но как в первом, так и во втором случае ситуация в школе осложняется недостаточной степенью знания учебного материала, чувством неуверенности в своих силах, ожиданием неудачи или неприятности, непринятием со стороны соучеников. Поэтому, очень часто заикающиеся произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести. [1, 48]

Таким образом, для невротической формы заикания характерна такая  особенность как большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

Поэтому, самое главное и трудное – это помочь заикающемуся преодолеть свое болезненное убеждение, что речь у него «не выйдет», что он «не сможет» сказать нужное слово, что он «хуже других». Для этого необходимо считаться с индивидуальными качествами заикающегося, с его возрастом, характером, склонностями и его копинг-стратегиями в поведении. Так, с бойкими, живыми, разговорчивыми и веселыми непоседами можно действовать смелее, дисциплинировать их и, наоборот, с вялыми, замкнутыми, угрюмыми и обидчивыми детьми следует обращаться осторожнее, постепенно вовлекая их в жизнь коллектива, чтобы они ещё более не «ушли в себя» [4, 59].

Понимание ребенком самого себя, особенностей своих отношений с окружающими, личностных установок и потребностей, поведения и мотивации, вербализация своих переживаний – условие формирования адекватного самосознания, самооценки и, как следствие преодоление трудностей адаптации в образовательном учреждении.

Важно также подчеркнуть, что активизация компенсаторных ресурсов личности у детей с невротическим заиканием играет огромную роль в преодолении типичных искажений процесса их адаптации в общеобразовательной организации.

Следовательно, если начать формировать адекватно правильную систему коммуникации, разыгрывать различные роли в общении (особенно лидерские позиции), научить младшего школьника с невротическим заиканием не бояться, а подстраиваться в диалог, то со временем получения ребёнком «коммуникативного удовольствия» можно добиться от него не только активности в общении, но и открытого высказывания своей личностной позиции. Что, естественно, приведёт к формированию стойкой эмоционально-волевой сферы личности, саморегуляции и позитивных копинг-стратегий и, как следствие, предотвратит невротичность при произнесении слов.

 

Список использованных источников:

1.     Белякова Л.И., Дьякова Е.А.Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М.: В. Секачев, 1998. 304 с.

2.     Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. 192 с.

3.     Самойлюк Л.А. Характеристика трудностей социализации и путей их преодоления у подростков с заиканием // Дефектология. 2011. № 6. С. 32-39.

4.     Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / [под ред. Н.Л. Карповой]. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.