Доклад «Формирование сознательного отношения младших школьников к своему здоровью»

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad2.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Формирование сознательного отношения младших школьников к своему здоровью»

Выполнила учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области

Судовцева Евгения Васильевна

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.

Школьные педагоги сталкиваются с низким уровнем культуры здоровья у детей и их родителей, с проблемами в состоянии здоровья своих воспитанников, которые ограничивают познавательные возможности. В то же время учителя могут и должны сформировать правильное отношение своих воспитанников к здоровью, сформировать у них здоровый образ жизни. В этой связи именно школа может стать инициатором здоровьесберегающей работы и должна превратиться в территориальный центр здоровьесбережения.

Важное условие развёртывания здоровьесберегающей работы – наличие подготовленных по вопросам педагогики здоровья учителей, которые по своему статусу обладают широкими возможностями влияния на ценностные ориентации детей и их родителей.

Педагогика здоровья – относительно новое направление в валеологии. Ее основным предметом является здоровье подрастающего поколения.

В структуре обеспечения здоровья системообразующим выступает педагогический аспект, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа здорового образа жизни.

В XXI веке общество и школа стремятся к гуманизации, когда на передний план выходят ценности свободы, ненасилия, созидания человека без ущерба для его здоровья, в настоящее время стала очевидной необходимость и глубокого и всестороннего изучения здоровья школьников, факторов, его формирующих.

Младший школьный возраст – достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, в это время организм ребенка интенсивно растет. Во-вторых, происходит адаптация к новым школьным условиям существования. В-третьих, учеба – напряженный умственный труд, связанный с напряжением большого количества центров коры больших полушарий. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека. Последнее особо актуально для детей младшего школьного возраста, так как в это время самоопределение личности предполагает определение позиции в различных сферах жизнедеятельности. В частности, в младшем школьном возрасте значимо формирование потребности в ведении здорового образа жизни.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьника отнесено к приоритетным направлениям государственной политики, поставлена задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Ещё Песталоцци в своё время оповестил мировую педагогическую общественность, что происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья». Причины снижения числа здоровых детей известны. Эта проблема в настоящее время становится всё острее, в связи с неблагоприятной экологической обстановкой, большой школьной информационной нагрузкой, обострением противоречий в школе и дома в системе «дети-педагоги», «дети-родители», и другие.  Необходимо включить в систему педагогической деятельности охрану здоровья детей как приоритетное направление.

Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья, использование валеологического компонента на различных уроках).

Сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категорической форме, что не вызывает у них положительных реакций. А взрослые, и в том числе учителя, редко придерживаются указанных правил.

Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования, отмечается в статье М.М. Безруких, является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.

Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования, отмечается в статье М.М. Безруких, является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.

Малоподвижное положение за партой отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно сосудистой и дыхательной, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

В свою очередь учитель обязан правильно организовать занятия, которые не заставят учащегося сидеть весь урок за партой, а разнообразить урок физкультминутками, динамическими играми, разнообразить урок разными видами деятельности.

 Среди всей совокупности факторов, определяющих здоровый образ жизни, питанию принадлежит весьма важная роль.

В школьные годы возникает у детей немало вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Ценностное отношение школьника к здоровью представляет собой структурированную систему отношений субъекта к своему здоровью, выступающую регулятором его активности в сфере здоровья на основе осознания его ценности, позитивного отношения и готовности к приложению определенных усилий по его восстановлению, сохранению и приумножению. Данное отношение обладает возрастной спецификой, позволяющей разделять особенности ценностного отношения к здоровью: младшие школьники пока не до конца осознают важность здоровьесбережения, а старшеклассники уделяют этой проблеме важное значение : девушки озабочены продолжением рода, желанием быть в достойной физической форме, а юноши готовятся к службе в армии, здоровье им необходимо для получения определенной профессии (военного, моряка, охранника, служащего МЧС и др.).

Гигиеническое обучение и воспитание школьников должно иметь комплексный и непрерывный характер (на протяжении всего периода школьного обучения), побуждать к активным и сознательным действиям, направленным на улучшение собственного здоровья, сознательное участие в формировании здоровьесберегающей среды.

Повышая грамотность учащихся в вопросах сохранения здоровья, одновременно необходимо работать в этом направлении с семьёй, в первую очередь – с проблемными семьями, с семьями, имеющими часто болеющих и хронически больных детей.

Также необходимо привлекать родителей к активному участию в жизни школы, класса: к организации экскурсий, спортивных праздников, вечеров к выпуску газет, к участию в походах. Родители должны иметь представление о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев, знать методику их проведения, чтобы помочь своему ребёнку освоить их. Только систематическое проведение организационная работа с ребёнком в школе и дома принесёт желаемый результат, даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, то есть поможет младшему школьнику сохранить и укрепить здоровье.

Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.