Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 4 класса по ФГОС для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Бородина Галина Юрьевна

        Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_klass_god.docx65.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальная (коррекционная) школа-интернат  г.Саянск 

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для  обучающихся  4 класса

по ФГОС

                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                              Составитель:

                                                                                                               учитель начальных классов

Бородина Г.Ю.                                                                                                                                  

2019 г.

1. Пояснительная записка

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству.
  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
  • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы отражено в пяти разделах:

  • «Подготовительный период обучения»
  • «Обучение композиционной деятельности»
  • «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
  • «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»
  • «Обучение восприятию произведений искусства».

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Название раздела

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

год

1.Подготовительный период обучения

2.Обучение композиционной деятельности

2

1

-

1

4

3.Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

3

-

5

4

12

4.Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

3

5

4

1

13

5.Обучение восприятию произведений искусства

1

1

1

3

6

 Контрольные работы

2

1

1

1

5

ИТОГО

                9

7

10

8

34

Программой предусматриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Часы изобразительного искусства  входят в часы обязательной  части учебного плана.

4. Планируемые результаты:

На уроках изобразительного искусства  идет освоение таких  личностных результатов, как:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты освоения предмета Изобразительное искусство  включают освоенные обучающимися знания и умения и готовность их применения.

Уровни овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень

- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

- применение разных способов лепки;

- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Минимальный уровень

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий

На уроках изобразительного искусства формируются следующие базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Коммуникативные учебные действия:

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

Познавательные учебные действия:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

5. Содержание учебного предмета

Введение

Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― размазывание по картону;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;

― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.

― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Обучение композиционной деятельности

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п. 

Разнообразие форм предметного мира.  Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.  

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.  

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А.Саврасов, И. Остроухова,  А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин  и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).   

6. Учебно-тематическое планирование по предмету Изобразительное искусство

раздела

№ темы  в разделе

Тема урока

Дата

 Основные виды деятельности

Наглядность, оборудование.

 I четверть (9 часов)

2

Обучение композиционной деятельности

2.1

Наблюдение сезонных явлений в природе с целью последующего изображения. Обрывная аппликация «Дети собирают грибы в лесу».

03.09

Рассматривание иллюстраций в учебнике. Беседа. Умение отвечать на поставленные вопросы по теме. Рассматривание работ детей и выражение своего отношения к ним. Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Альбом, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, кисточки, карандаши.

3

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

3.1

 «Рисование с натуры ветки с осенними листьями» - нулевой срез

10.09

Беседа, слушание. Самостоятельная работа.

Ветка с осенними листьями. Альбом,  краски или карандаши по выбору детей, стаканчики.

3.2

 Нарисуй  предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка

17.09

Работа с иллюстрациями. Беседа. Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Рисование. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Таблицы, заготовки. Альбом,  карандаши.

3.3

Рисование с натуры «Листья осенью».

24.09

Работа с трафаретом. Развитие воображения и фантазии. Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Рисование. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Презентация, осенние листья, иллюстрации.  Альбом, краски, кисточки, баночки.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

4

4.1

Веточка с листьями, освещенная     солнцем. Рисование.

01.10

Рассматривание иллюстрации.  Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Рисование. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Презентация, репродукции.

Альбом, краски, кисточки, баночки.

2.2

Листья березы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием.

08.10

Рассматривание иллюстрации.  Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Аппликация с дорисовыванием.  Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Технологическая карта, иллюстрация. Альбом, карандаши.

Обучение восприятию произведений искусства

5

5.1

Рассматривание картин художников.

15.10

Художник и зрители. Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями. Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы, что помогает сделать жизнь еще красивее. Жанр в изобразительном искусстве. Пейзаж. Пейзаж — это изображение природы.

Картины известных художников: В. Серов. «Заросший пруд. Домотканово», С. Чуйков. «У подножия Тянь-Шаня», «Гималаи», И. Айвазовский. «Буря», Н. Ромадин. «Лесная речка», Н. Крымов. «Лунная ночь», И. Левитан. «Лунная ночь. Большая дорога», К. Коровин. «Последний снег», А. Саврасов. «Весенний день» и др.

4.2

Контрольная работа за 1 четверть на тему «Веточка с листьями, освещённая солнечными лучами» - акварель.

22.10

Рассматривание иллюстрации.  Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Рисование. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Презентация, репродукции.

Альбом, краски, кисточки, баночки.

4.3

Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко.

29.10

 Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Технологическая карта, иллюстрация. Альбом, простой карандаш.

II четверть (7 часов)

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

4.4

Нарисуй домики, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко.

12.11

 Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Технологическая карта, иллюстрация. Альбом, простой карандаш.

4.5

Нарисуй   картину-пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко,    далеко.    Дом стоит   перед   елью   и загораживает ее.

19.11

 Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Соблюдение пропорции фигур в ходе рисованиея. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Технологическая карта, иллюстрация. Альбом, цветные  карандаши.

4.6

Нарисуй   то,   что стоит   на   столе   (по выбору).  Нарисуй похоже. Это натюрморт.

26.11

Слушание объяснений учителя. Знакомство с понятием «натюрморт». Анализ образца. Соблюдение пропорции фигур в ходе рисования. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Картины – натюрморты знаменитых художников. Технологическая карта. Альбом. Простой карандаш и цветные карандаши.

5.2

Беседа о творчестве художников. Портрет человека.

03.12

Рассматривание картин известных художников в жанре «портрет». Чтение статей. Обсуждение. Высказывания детей. Рассматривание картин – портретов из Третьяковской галереи и Эрмитажа в Петербурге.

Портреты, выполненные  известными художниками (О. Кипренский. «Портрет А. Пушкина», П. Заболотский. «Портрет поэта М. Лермонтова», Н. Кузнецов. «Портрет композитора П. Чайковского», В. Серов. «Портрет балерины Т. Карсавиной» и др.).

4.7

Изображать   человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки.

10.12

Рассматривание натуры. Дорисовывание  картинки. Слушание объяснений учителя.  Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Технологическая карта. Примеры рисования людей с разными чертами лица. Альбом. Простой карандаш и цветные карандаши.

4.8

Портрет моей подруги. Лепка и рисование.

17.12

Знакомство с пластилинографией.     Уточнение    деталей. Замазывание.      Окончательное      изображение, полученное     в     технике     пластилинографии. Сравнение.   Сохранение пропорций.    Поэтапное    выполнение    рисунка. Образец.   Пространство.   Плоскость.   Набросок. Уточнение.    Прорисовывание    деталей.    Выбор необходимого   цвета.    Тон.    Контур   рисунка.

Технологическая карта. Простой карандаш, пластилин, стека, плотный картон.

2.3

Контрольная работа за 2 четверть на тему                 «Новогодняя  ёлка, Дед Мороз и Снегурочка»

24.12

Слушание педагога. Самостоятельная работа.

Иллюстрации Нового года. Заготовки Деда Мороза и Снегурочки. Картон. Карандаши, краски, кисточки, фломастеры. Заготовки поздравлений.

раздела

№ темы в разделе

Тема урока

Дата

 Основные виды деятельности

Наглядность

 III четверть (10 часов)

4.9

Нарисуй свой автопортрет.

14.01

Беседа. Слушание. Рассматривание  автопортретов художников. Анализ образца. Соблюдение пропорции фигур в ходе рисования. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Образец, простой карандаш, цветные карандаши, альбом.

3.4

Художники о тех, кто защищает Родину!

21.01

Рассматривание картин художников. Беседа. Ответы на вопросы.

Иллюстрации картин известных художников — В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Богатырь», П. Корина «Александр Невский», И. Билибина «Тридцать три богатыря».

3.5

Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря.

28.01

Продолжение знакомства с понятиями «форма», «простая форма». Простые и сложные формы.     Развитие     способности     целостного обобщенного видения формы.   Анализ формы предмета. Развитие    наблюдательности    при    восприятии сложной  формы и умение  «разделить»  ее  на множество простых форм. Беседа. Ответы на вопросы. Анализ своей деятельности.

Иллюстрации картин известных художников, альбом, акварель, образец.

5.3

Доброе, злое в сказках. Как художники изображают  добрых и злых героев сказки.

04.02

Рассматривание иллюстраций художников, чтение статьи по учебнику. Слушание. Беседа. Образное представление о героях этих сказок: Бабе-Яге,   Лешем,   Водяном,   Кощее   Бессмертном, русалках,  добрых и злых колдунах,  о  ковре-самолете  и  шапке-невидимке  и  т.   д. Дома злых и добрых героев сказок. Рисование доброго и злого. Общее и разное. Образ   и   предметы   доброго   и   злого   мира. Намётка последовательного выполнения работы.

Иллюстрации знаменитых художников. Учебник. Альбом. Простой карандаш.

4.10

Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках.

11.02

Беседа. Ответы на вопросы. Последовательное выполнение работы. Композиция рисунка. Центр композиции. Этапы выполнения. Анализ своих работ.

Альбом,  акварель, образец, кисточки. Карандаши.

4.11

Добрый и злой мир. Покажи это в рисунках.

18.02

Рассматривание рисунков. Беседа. Чтение статьи в учебнике. Выполнение работы. Анализ своей деятельности.

Альбом,  акварель, образец, кисточки.

4.12

Необычные деревья в сказках. Срисовывание.

25.02

Рассматривание иллюстраций знаменитых художников. Беседа. Ответы на вопросы. Выполнение работы. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Альбом,  акварель, образец, кисточки.

3.6

Придумай сказочные деревья. Рисование.

03.03

Беседа. Ответы на вопросы. Выполнение работы. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Альбом, карандаши, образец.

3.7

Контрольная работа за 3 четверть «Мой любимый сказочный герой».

10.03

Беседа. Слушание. Ответы на вопросы. Самостоятельная работа.  Анализ.

Альбом, краски, кисточки; карандаши.

3.8

Фигура человека в движении.

17.03

Разница понятий «человек стоит», «человек бежит». Называние  разных частей тела человека.

Лепка бегущих фигурок из пластилина (пластилинография) с учетом просмотренного материала. Соблюдение пропорций. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь. Сравнивание своей работы с работами одноклассников.

Учебник, статья.  Стека, пластилин. Образец.

IV четверть (8 часов)

3.9

Школьные соревнования в беге. Рисование.

31.03

Рассматривание детских рисунков. Беседа. Слушание. Самостоятельная работа. Анализ своей деятельности.

Детские рисунки. Учебник. Альбом. Карандаши.

5.4(4.13)

Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море. Нарисуй море.

07.04

Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассматривать и сравнивать картины разных художников-маринистов, рассказывать о настроении и разных состояниях морского пейзажа, которые передают в своих работах художники.

Усвоить понятия «морской пейзаж», «волна», «буря».

Знать имена знаменитых художников-маринистов.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников-маринистов. Беседа. Ответы на вопросы. Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой — акварелью по сырому слою бумаги. Беседа. Работа с технологической картой. Слушание. Беседа. Выполнение работы. Анализ своей деятельности.

Иллюстрации картин известных художников-маринистов. Альбом, краски, кисточки. Технологическая карта.

5.5

Беседа. Художники и скульпторы

14.04

Рассматривание и сравнение картин разных художников- анималистов, созданные ими скульптуры. Усвоение понятия «анималист», «зарисовка», «поза», «скульптура».

Знание  имен художников -анималистов. Беседа. Ответы на вопросы. Рассуждения.

Иллюстрации картин известных художников-анималистов. Учебник. Статьи в учебнике (с.68-71).

3.10

Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй.

21.04

Рассматривание животного. Шея. Ушки. Рожки. Туловище. Ноги. Форма. Простые формы. Сложная форма. Соединение в одно целое. Образ животного. Выполнение  работы с учетом композиции.   Работать  поэтапно.  Рассматривание, слушание, самостоятельная работа, работа в парах.

Альбом,  акварель, карандаши,   кисти;   картон,   пластилин,   стека, образец. Технологическая карта. Учебник.

3.11

Лепка и рисование насекомых похоже с натуры.

28.04

Беседа. Слушание. Работа с технологической картой. Самостоятельная работа детей в группах, парах.

Технологическая карта. Учебник. Альбом,  акварель, карандаши,   кисти;   картон,   пластилин,   стека, образец.

5.6

Беседа. Народное искусство. Гжель. Роспись вазы (чашки, блюда).

12.05

Беседа. Слушание. Работа с технологической картой. Самостоятельная работа детей. Анализ своей деятельности.

Технологическая карта. Учебник. Альбом,  акварель, карандаши,   кисти;   картон,   пластилин,   стека, образец.

3.12

Улица города. Люди на улице города. Рисунок по описанию.

19.05

Беседа по иллюстрациям художников, фотографиям с изображением городов. Слушание. Рассматривание. Рассуждения о своей работе. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь. Выставка детских работ.

Учебник. Альбом,  краски, карандаши,   кисти. Иллюстрации художников.

Работы детей.

2.4

Контрольная работа за год  на тему  «Краски лета. Венок из цветов и колосьев».

26.05

Рассматривание иллюстраций художников. Работа с технологической картой. Слушание. Рассматривание. Рассуждения о своей работе. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь. Анализ своей деятельности. Выставка детских работ.

Учебник. Альбом,  краски, карандаши,   кисти. Иллюстрации художников.

Работы детей.

7. Материально-техническое обеспечение

Название раздела.

наглядность

оборудование

1.  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

                                                     

полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков Операционные и технологические карты рисования предметов

Строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, шаблоны, геометрическое лото, а также различные игрушки.

2. ОБУЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иллюстрации различных узоров и орнаментов,

Иллюстрации предметов быта, одежды с узорами

Операционные и технологические карты выполнения узоров и орнаментов

Предметы с узорами, шаблоны геометрических фигур

3. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВОСПРИНИМАТЬ И ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ, ПРОПОРЦИИ, КОНСТРУКЦИЮ

Операционные и технологические карты выполнения рисунков с натуры. Раскраски животных, насекомых.

Наборы животных. Краски, кисточки, баночки, карандаши, пластилин, стеки.

4. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ПРЕДМЕТА И ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ЕГО В ЖИВОПИСИ

Иллюстрации художников. Детские работы. Технологические карты.

Краски, кисточки, баночки, карандаши, пластилин, стеки.

5. ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

Репродукции художественных произведений, иллюстрации  в детских книгах

Учебно-методический комплекс:

Изобразительное искусство. 4 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Рау М. Ю., Зыкова М. А., 2019 г.

Литература:

  1. Васильева М.А. Учимся рисовать. М.: Ювента,2009.
  1. Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003.
  2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 1988.
  3. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2009.
  4. Полхов-Майдан изделия народных мастеров. Наглядно-дидактическое пособие -М.: «Мозаика-синтез», 2005.

Хохлома. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003

        6.С. Вохринцева «Раскраска. Окружающий мир. Гжель – 2», Издательство «Страна фантазий»