Рабочая программа по речевой практике для обучающихся 4 класса по ФГОС для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Бородина Галина Юрьевна
Цель учебного предмета «Речевая практика»: совершенствование речевого опыта обучающихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika_4_klass_god.docx58.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальная (коррекционная) школа-интернат  г.Саянска»

Рабочая программа

по речевой практике

для  обучающихся  4 класса

по ФГОС для детей с лёгкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

                                                                                                                                   Составитель:

                                                                                                               учитель начальных классов

Бородина Г.Ю.

2019 г.

1. Пояснительная записка

Цель учебного предмета «Речевая практика»:

  •  совершенствование речевого опыта обучающихся.

Задачи:

  • способствовать совершенствованию речевого опыта;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить строить устные связные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Введение в АООП образования обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых обучающихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.

2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы отражено в четырех разделах  с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них:

  • Аудирование и понимание речи.
  • Дикция и выразительность речи.
  • Общение и его значение в жизни.
  • Организация речевого общения

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

№ п.п

Наименование разделов и тем программы

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

ГОД

1

Аудирование

2

3

2

2

9

2

Дикция и выразительность речи

8

4

2

2

16

3

Общение и его значение в жизни

6

3

5

3

17

4

Организация речевого общения

2

4

10

9

25

Итого

18

14

19

16

67

Основные виды работ: беседа, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Часы предмета «Речевая практика» входят в часы обязательной  части учебного плана.

4. Планируемые результаты:

На уроках «Речевая практика» идет освоение таких  личностных результатов, как:

  1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  3. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  5. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  

Предметные результаты освоения предмета «Речевая практика» включают освоенные обучающимися знания и умения и готовность их применения.

Уровни овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень

- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень

- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

На уроках  «Речевая практика»  формируются следующие базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

Познавательные учебные действия:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

5. Содержание учебного предмета

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.  

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. 

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы  «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:  замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.  

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.  

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.  Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте  на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».  Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»  

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в  общественных местах (кино, кафе и др.)  

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».  

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.  

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.  

  1. Учебно-тематическое планирование по предмету «Речевая практика»

№ раздела

Наименование раздела и темы

Краткое описание темы.

Основные виды учебной деятельности

Часы учебного времени

Дата

1 четверть.  

18ч

1

Делимся новостями.

Способствовать созданию радостной атмосферы встречи после каникул, познакомить с фиксированной структурой текста. Развитие умения в составлении рассказа с опорой на иллюстрации.

Конструирование диалогов. Беседа. Проигрывание диалогов. Упражнения.

Работа с книгой. Игра «Вопрос на вопрос». Составление рассказов.        Рассматривание иллюстраций. Работа в тетради.

3

02.09

05.09

09.09

2

Проверочный контрольный срез «Повторение»

Практические задания

Слушание учителя. Самостоятельная работа.

1

12.09

3

Я выбираю книгу.

Уточнение и расширение представления о видах книг, их назначении. Составление рассказов с опорой на фиксированную структуру текста.

Слушание педагога. Работа в тетради. Работа над смыслом стихотворения. Составление рассказов. Экскурсия в библиотеку. Поделка и представление своей обложки книги.

3

16.09

19.09

23.09

4

Петушок – золотой гребешок.

Совершенствование умения слушать речь педагога и своих товарищей, умение рассказывать по серии картинок.

Прослушивание сказки с опорой на иллюстрации. Работа с выражениями. Игра «Рассказ по кругу». Заучивание слов из сказки. Поделки героев сказки. Инсценирование.

3

26.09

30.09

03.10

5

Сочиняем сказку.

Развитие творческой активности, умения в составлении связных высказываний по собственному замыслу, умение взаимодействовать друг с другом.

Слушание педагога. Беседа. Работа со стихотворением. Творческая коллективная работа «Сочиним сказку». Парная или групповая работа «Сочини сам».

3

07.10

10.10

14.10

6

Иллюстрации к моей сказке.

Умение иллюстрировать свою сказку, умение взаимодействовать друг с другом.

Слушание педагога. Беседа. Работа с карандашами и красками. Работа в парах, группами.

2

17.10

21.10

7

Контрольная работа за  1 четверть «Я выбираю книгу. Мир сказок».

Практические задания.

Слушание педагога. Самостоятельная работа.

1

24.10

8

У телевизора.

Назначение радио и телевидения в современной жизни. Планирование своего телевизионного досуга.

Рассматривание картинки, чтение загадки. Игра «Я диктор». Рассматривание телевизионной программы и планирование своей программы.

28.10

31.10

2 четверть.

14 ч

9

У телевизора.

Обсуждение составленных обучающимися программ телепередач.

Слушание педагога и своих товарищей. Обсуждение. Игра «Мы у телевизора».

2

11.11

14.11

10

Знаки – помощники.

Значение наиболее распространённых условных знаков. Умение участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение.

Работа с картинками. Последовательное выполнение заданий. Моделирование диалога. Работа с условными знаками, их поделка. Урок – экскурсия по городу.

4

18.11

21.11

25.11

28.11

11

В гостях у леса.

Умение составлять различные по структуре предложения, участвовать в коллективной работе.

Работа по картинкам, со стихотворением. Моделирование диалога. Составление «Правил вежливого поведения в лесу», письма леснику. Рисование запрещающих знаков. Игра «Я лесник». Составление рассказа «В гостях у леса».

4

02.12

05.12

09.12

12.12

12

Новогодние поздравления

Введению в ситуацию (обсуждение проблемного вопроса).

Беседа с использованием личного опыта. Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики.

2

16.12

19.12

13

Контрольная работа за  2 четверть «У телевизора. Знаки – помощники. В гостях у леса».

Практические задания.

Самостоятельная работа

1

23.12

14

Новогодние поздравления

Составление предложений по теме с опорой на образец, условно-графические схемы.

Подготовка приглашений на новогодний праздник.

1

26.12

№ раздела

Наименование раздела и темы

Краткое описание темы.

Основные виды учебной деятельности

Часы учебного времени

Дата

3 четверть.  

19ч

15

Задушевный разговор.

Уточнение значения слов, вызывающих эмоциональное состояние человека, умение участвовать в диалогах.

Постановка проблемной ситуации. Беседа на основе личного опыта. Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций человека. Моделирование диалогов. Слушание рассказа В.Осеевой «Волшебное слово», беседа.

4

09.01

13.01

16.01

20.01

16

Приглашение.

Познакомить со структурой устного и письменного приглашения. Развитие творчества.

Введение в тему, установление причинно-следственных связей. Работа со стихотворением на основе личного опыта. Игры «Пригласи по телефону, пригласи лично». Подготовка открыток для приглашения. Игра «Я почтальон»- доставка приглашений.

4

23.01

27.01

30.01

03.02

17

Поздравления.

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем). Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов.  

Беседа. Ответы на вопросы.

Создание поздравительных открыток. Подпись адресата открытки

4

06.02

10.02

13.02

17.02

18

Готовим подарки к празднику.

Введение в ситуацию (беседа с опорой на личный опыт). Коллективная подготовка подарков к праздникам 23 февраля  и 8 Марта: выбор адресата, формы подарка, составление плана изготовления подарка, работа в парах или мини-группах.  Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

Беседа. Ответы на вопросы. Работа с планом. Изготовление открыток.

4

20.02

27.02

02.03

05.03

19

Контрольная работа за  3 четверть «Задушевный разговор. Приглашение. Поздравление»

Практические задания.

Слушание педагога. Самостоятельная работа.

1

12.03

20

«Гуси - лебеди»

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.).

Работа с иллюстрацией. Беседа. Ответы на вопросы.

Просмотр сказки. Инсценирование сказки. Конкурс «Мастер сказки сказывать»

1

16.03

19.03

4 четверть

16 ч

21

Весёлый праздник

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).  Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).  Подготовка к ролевой игре «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника. Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Работа с картинками. Ответы на вопросы. Беседа.

Ролевая игра «Приём гостей». Приёмы складывания салфеток. Сервировка стола. Различные блюда к праздникам.

4

30.03

02.04

06.04

09.04

22

Учимся понимать животных

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения).  Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Работа с картинками. Ответы на вопросы. Беседа.

Составление правил ухода за домашними животными.

Выполнение и представление творческих работ классу.

2

13.04

16.04

23

Отправляюсь в магазин.

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

Работа с картинками. Ответы на вопросы. Беседа.

Составление правил поведения в магазине. Игра «Я -  продавец».

2

20.04

23.04

24

Поздравляем с днем победы

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций.  Конструирование устных поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). Поздравление с праздником.

Беседа. Ответы на вопросы.

). Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!».

3

27.04

30.04

07.05

25

Узнай меня!

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Подготовка к составлению описания внешности человека. Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. Подведение итогов работы по составлению памятки «Секреты вежливого общения». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Работа с картинками. Беседа. Игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.

2

14.05 18.05

26

Контрольная работа за  год «Веселый праздник, Учимся понимать животных, Поздравления с Днем Победы, Узнай меня».

Практические задания.

Слушание педагога. Самостоятельная работа.

1

21.05

27

Я записался в кружок.

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Подготовка к составлению описания внешности человека. Составление рассказов-описаний о себе.  

Работа с картинками. Беседа. Игры «Расскажу о себе», «Рассказ по кругу» и др.

2

25.05

28.05

  1. Материально-техническое обеспечение
  2. Учебно-методический комплект:

Речевая практика. 3 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), С.В. Комарова, 2018 г.

Дополнительная литература 

1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.

2. Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.

3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001. 4. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.: Владос, 2002.  

     Наглядный учебный материал:

 иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);

  трафареты;

 учебные модели;

 DVD-фильмы;  

 раздаточные карточки;  

    Технические средства:

 Персональный компьютер

 Мультимедийный проектор, экран