Цифровые инструменты в работе учителя начальных классов

Ольга Николаевна Кравченко

Уже более 20 лет в российской сфере образования осуществляется постоянный поиск средств, способных привести российское образование в соответствие с лучшими мировыми стандартами. Одно из таких средств является цифровизация образования, под которой понимается огромнейший спектр информационно-коммуникативных технологий и форм их использования.

Хотим мы того или нет, цифровизация неизбежно затрагивает нашу повседневную жизнь, семьи, родителей и детей, общество в целом. Уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, ежедневного выхода в онлайн, общения и учебы в сети. Еще не так давно, лет 5 -10 назад, все смеялись над компьютерщиками, их представляли как необщительных, замкнутых, ни с кем особо не общающихся, погруженных в свой цифровой мир людей. Таких людей теперь стало большинство, и общество это приняло за норму.

Какие же возможности для своей деятельности учитель видит цифровизации? Это не только уже традиционные демонстрация презентаций и фильмов, электронные журналы, школьные информационные сайты. Принципиально новым являются:

  • Доступ к электронным учебникам, пособиям и другим источникам для всех субъектов образовательного процесса;
  • Возможность дистанционной формы организации учебного процесса;
  • Технически обеспечиваемая индивидуализация образования.

Но, как и всё в этом мире, цифровизация несёт с собой сложности.

Сложности с которыми сталкиваются учителя?  Основная сложность -это наличие технических возможностей у школы. Не каждая школа имеет компьютеры, проекторы, интерактивные доски в каждом кабинете. Не в каждой школе есть доступ к интернету с нормальной скоростью.

  • Кто и каким образом будет формировать электронную образовательную среду, методическое обеспечение, платформы и программное обеспечение.
  • Если это будут делать субъекты федерации или муниципальные образования, то хватит ли у них для этого ресурсов? Имеются ввиду ресурсы не только финансовые, но и интеллектуальные.
  • Готовы ли родители и ученики к тому, что в условиях внедрения цифровизации степень контроля со стороны учителя снизится, т.е. возникает проблема личностной ответственности за результаты обучения? Действительность демонстрирует удивительные примеры. Разместишь домашнее задание в интернете, или онлайн-тестирование, каких только причин его невыполнения не услышишь! От отключения света до отсутствия гаджетов из-за малообеспеченности.
  • Гготовы ли учителя к цифровизации? В обществе существует мнение, что учителя вообще ретрограды и не умеют пользоваться информационными технологиями, да и учиться не хотят. К сожалению, формированию этого мнения причастны как государственные чиновники, так и СМИ, так и представители образовательной элиты. Это мнение глубоко ошибочно. Его инициаторы просто крайне далеки от реальной школы, поэтому не знают, что учителя крайне дисциплинированны и прекрасно владеют технологией самообразования. Таким образом, решение этой проблемы лежит в сфере управления образованием, а не в сфере психологии и профессиональной подготовки учителя.

Итак, цифровизация несёт с собой ряд проблем, решение которых в большей степени зависит и от государства, а точнее органов управления образованием, а не от учителя.  Потому что учителя давно используют цифровые инструменты в своей деятельности.

Какие цифровые инструменты помогают в работе? В аспекте аппаратного обеспечения это компьютерная техника разных видов (от ПК до смартфона), мультимедийное оборудование, сетевая периферия. В аспекте программного обеспечения это офисные, сетевые, мультимедийные приложения, средства дистанционного обучения и коммуницирования.

Как меняется роль педагога в мире цифровизации? В условиях открытого доступа к источникам образовательной информации, возрастания личностной ответственности за выбор и осуществление своего образования роль учителя не может оставаться прежней, а именно в качестве транслятора информации и организатора обучения. Учитель должен стать соорганизатором личностного самообразования, скорее консультантом, а не преподавателем. Для этого необходимы изменения в образовательной политике и управленческой практике, всей системы организационно- методического обеспечения образовательного процесса на нормативном уровне.

Онлайн-опрос и другие цифровые инструменты помогают вовлечь в учебный процесс всех учащихся, в том числе застенчивых, не уверенных в своих силах, обычно не проявляющих инициативу. Онлайн-системы позволяют регулярно получать обратную связь, в том числе и отзывы учащихся о доступности учебных материалов и заданий. Анализ данных позволяет педагогу легко и быстро выявлять затруднения каждого ребенка и вовремя оказывать помощь, определять области, где учащиеся могут соревноваться, а значит легко скорректировать работу каждого ученика или работу в группе.

Смартфоны и гаджеты все-таки отвлекают детей от учебного процесса. Но задача педагога сделать учебный процесс интересным и если ученики отвлекаются, то это проблема педагога, а не технологий и устройств.
Государственное образование достаточно инертно. В первую очередь это связано с нехваткой ресурсов на обучение сотрудников. Учителя перегружены подготовкой и проведением уроков, проверками тетрадей, заполнениями отчетов и другими мероприятиями. Заниматься освоением новых технологий многим некогда.

Пока еще большинство учителей не готовы к переходу от классического образования. Большая роль также лежит на родителях. «Родитель – обязательный участник образовательного процесса. Роль родителей в этом процессе бесценна. Было бы странно отрицать, что мир стал гораздо более «цифровым» и быстрым. Не нужно забывать, что в процессе обучения кроме получения знаний идет и формирование личности ученика. XXI век — век цифровых технологий. Быстрый и перенасыщенный информацией мир меняет человека.