Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования информационной компетентности школьника

Приоритетной целью современной концепции образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обуче-нию в основной школе, которая включает в себя учебную самостоятельность и ответственность. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя комфортно в основной школе. Особое внимание хочется обратить на сформированность общеучебных умений и навыков, так этот показатель требует более пристального внимания со стороны учителя начальной школы.

Общеучебные умения и навыки условно можно разделить на три категории:

  1. в познавательной деятельности: наблюдение объектов окружающего мира, умение сравнивать, простейшие измерения разными способами, работа с различными моделями, умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций.
  2. в организации деятельности: умение выполнять инструкцию, следовать образцу и алгоритму, самостоятельное установление последовательности действий при решении задач, определение способов контроля и оценки деятельности, определение причин трудностей, нахождение ошибок и их исправление, учебное сотрудничество.
  3. в области речевой деятельности и работы с информацией: работа с текстами разных видов, владение диалогической и монологической речью, использование простейших логических выражений типа «и/или», «если … то» и т.д., овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования и хранения информации из различных источников.

Особое место приобретают общеучебные умения и навыки, формирующие информационную компе-тентность, так необходимую в сегодняшнем обществе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.

В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ, особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области.

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информаци-онный запрос, умение выбрать источник информации и оценить его адекватность сформулировано-му запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками информации: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении (с взрослыми и сверстниками), работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование особенностей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чте-ния. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:

- нахождение информации,

- интерпретация текста,

- рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Именно эти показатели составляют умение работать с текстом:

— прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме; выделение главного и второстепенного содержания;

— сравнение и противопоставление заключённой в тесте информации разного характера, обнаруже-ние в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста;

—связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защи-ту своего мнения.

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?

1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):

—О чём ты мне расскажешь?

— Хочу ли я тебя прочитать?

2 серия (при чтении):

— Я понимаю, что читаю?

— Трудно мне читать или легко? Почему?

—Зачем мне нужно прочитать этот текст?

— Что узнаю из него нового?

3 серия вопросов (после чтения):

— О чём же я прочитал?

— Зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

— Хочу ли я ещё что–нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?

— Как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

— Для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст?

Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию.

Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, собственные высказывания, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность, выразительность).

При работе над текстами необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читаnелем.

В работе с текстом я выделяю следующие этапы:

  1. Работа с текстом до чтения.

Цель данного этапа: вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

Приемы работы:

  • чтение фамилии автора, названия текста,
  • чтение выделенных слов,
  • рассматривание иллюстраций,
  • высказывание предположений о теме, содержании текста.
  1. Работа с текстом во время чтения.

Цель: обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы:

  • чтение текста по частям с комментированием,
  • диалог с автором (находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы),
  • обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение),
  • работа с малознакомыми, непонятными словами,
  • выборочное чтение,
  • беседа по содержанию,
  • сравнение содержания текста со своим предположением.
  1. Работа с текстом после чтения.

Цель: обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне смысла.

Приемы работы:

  • постановка проблемного вопроса к тексту,
  • повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?),
  • высказывание и аргументация отношения к прочитанному,
  • характеристика событий, места действия, поступков героев,
  • выполнение творческих заданий учащимися.

При работе над текстом я также использую и другие интересные приёмы работы.

● вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

● восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое nропущенное слово. Дети должны восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или при-вычной сочетаемости слов;

● называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);

● составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);

● множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

● деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержа-щейся в каждой из них;

● составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, по пунктам;

● предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста;

● викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию;

● логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или по плану. Результатом работы является вос-созданный связный текст, серия картинок и т.д.

Перечисленные выше приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения.

Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления

Прием “ Кластер” помогает систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре распо-лагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Прием “Верные и неверные утверждения”. Этот прием может быть началом урока. Учитель пред-лагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием “ Синквейн”. Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму, в переводе означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На 1 строчке записывается 1 слово – существительное. Это тема синквейна.

На 2 строчке надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На 3 строчке – 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой - фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Прием “Ключевые слова” осуществляет стадию вызова на уроке. По ключевым словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.

Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.

Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием «Составь задание». Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или головоломку. Такие задания я задаю на дом. Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Это повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное про-изведение. Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчи-вому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.