Учитель, дарящий свет

Карасева Ирина Владимировна

Учитель, дарящий свет

И.В.Карасева МБОУ «Лицей»

г.о.г.Арзамас Нижегородской области

 

Как-то я задумалась - неспроста ведь среди выдающихся, всемирно известных педагогов так много мужчин, правда? Сухомлинский, Корчак, Ушинский Макаренко, Песталоцци… Когда это было, скажете? Давно, согласна. Но можно ведь вспомнить и гораздо более близкие к нам времена, и известных на весь тогдашний Союз учителей-новаторов: Щетинина, Соловейчика, Ушинского и особенно - Амонашвили.

Громкими аплодисментами зал приветствует гуру гуманной педагогики Шалву Александровича Амонашвили. Наша встреча началась с гимна педагогов. Большой зал в едином порыве повторял слова из древнего завета педагогам:

Завет учителя простой:

Не забывай свое призванье,

Дари с улыбкой знанье

Открытою душой

Школу грядущего строить нам вместе,

Души наполнятся светлою вестью. Радость, истина В древнем завете:

Счастье учителя в служении детям!

Авторский семинар известного советского, грузинского и российского педагога, автора концепции гуманной педагогики в тот день посетило более трехсот учителей начальных классов со всей Нижегородской области. Мы пришли послушать мастера и вдохновиться на педагогические подвиги.

В Амонашвили как Учителя невозможно не влюбиться. Я впервые узнала его грузинскую мудрость и широко распахнутое навстречу детям сердце, когда прочла его книгу-пособие "Здравствуйте, дети!" - о работе учителя с шестилетками в подготовительном классе. Не верю! – думала я. И верила. И сладко замирало мое сердце: «Вот какими, оказывается, бывают учителя! Настоящими!» Шалва Амонашвили - педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе.

Доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском  городском педагогическом университете.

Шалва Амонашвили — автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений. Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. С 1983–91 гг. он возглавлял НИИ педагогики МП Грузинской ССР, с 1987 он — генеральный директор Экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии. Педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения начался ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии — в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики, руководил которой Барнаб Иосифович Хачапуридзе. В этой работе участвовал молодой педагог Шалва Амонашвили. Вот несколько слов Шалвы Александровича об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма» [3].. В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов. «Бессонная ночь, завтра урок предстоит. И вот тут лежит понятие «духовность», а здесь - «любовь». И эти понятия должны пропитывать мой завтрашний урок. Я беру эти понятия для встречи со своими учениками, и мы вместе с ребенком творим наш урок. А затем как подарок дарю его детям.» Личность Шалвы Александровича в образовательном пространстве уникальна. Это человек, который создал время, человек, который формировал образ учителя начальной школы. [3]. Педагогическая профессия - это мастерство. Это профессиональное педагогическое мастерство. Это искусство. Это то, что можно познать только у мастера. Шалва Александрович - это тот самый мастер. Глядя в горящие глаза мастера не скажешь, что ему уже 91 год. До седьмого класса Шалва Амонашвили был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью. Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку Варвара Гивиевна, которая относилась к детям с интересом и уважением. Воспоминаниями о том времени Амонашвили поделился и с нами: -Мальчик, мои пятёрки краснеют рядом с двойками… Как быть?.. -А в душе моей происходит взрыв, -вспоминает Шалва Александрович. Я закрываю голову руками и начинаю тихо плакать, чтобы рядом сидящий не догадался, в чём дело. Дело не в пятёрках, а в том, что в них любовь моей учительницы ко мне. А эти двойки могут навредить этой, — самой дорогой, что мне досталось за последние месяцы, — Любви! По мнению самого мастера, педагогика - не просто наука: «В основе образовательного процесса - более широкое понятие - должна лежать не столько наука, этой науки мало для педагогики, а сколько искусство. Здесь у нас в гуманной педагогике присутствуют аксиомы. Они очень простые. Любовь воспитывается любовью. Доброта - добротой. Ответственность – ответственностью. Дети рождаются со страстью познавать мир. Они лезут всюду. Они хотят узнать все. Но в школе они как будто не хотят учиться. Это почему? Да потому что у детей есть страсти, которых мы не признаем. Есть психология, которую мы не признаем. Учитель - не предметник, не преподаватель, а «душа», «даритель света». Это с санскрита. В тот вечер мастер дал педагогам Нижегородской области несколько заповедей, с которыми я хочу с вами поделиться. 1. Быть учителем, а не преподавателем Задача учителя — помочь и подсказать. Каждый урок должен быть осмыслен как подарок детям. Подружиться с учеником, полюбить его и заслужить его уважение. Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников. Особенно опасно неверие в ребёнка — предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки. В таких случаях учитель ещё без всяких причин начинает кричать на учеников и угрожать наказаниями. Но чтобы обучение приносило плоды, каждый ребёнок должен чувствовать, что учитель желает ему добра и принимает таким, какой он есть. Шалва Александрович предостерегает нас: «Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; лучше не входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие; лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своём педагоге». Школе не нужны преподаватели-предметники. Школе нужны учителя». Познание начинается с удивления ребенка. Например, зайдя в класс и начиная урок скажите своим ученикам: «На стр.56 нашего учебника хранится тайна, и, если ученики моего 2В класса такие умные, раскройте, узнайте ее. Дети сразу оживятся! Учитель-творец. «Я хочу сказать вам спасибо мои дорогие дети, что помогли сотворить этот урок. Без вас я бы никогда не справилась». 2. На любовь дети отвечают любовью, на жестокость — жестокостью Эту прописную истину для каждого педагога Амонашвили раскрыл таким образом. В основе воспитания лежит безграничная любовь к детям. В авторитарной системе учитель, даже искренне любя ребёнка, считает своим долгом «держать его в руках»: заставлять учиться, хорошо себя вести, строго спрашивать с него. Когда учителя больше любят власть над учениками, чем их самих, ученики отвечают соответственно — бунтом. «Физик вызывал в нас раздражение и злобу. Человек немолодой, воображавший себя известным учёным, просто издевался над нами. Принципиально никому не ставил пятёрку. «„Пятёрка — это мне», — говорил он. — Другие же отметки — вам“. Ему жалко было и четвёрки ставить. Потому много было в классе троечников и двоечников. Нас возмущали его грубость, насмешки и угрозы. Потому не раз бойкотировали его уроки, мешали ему на уроке, конфликтовали с ним. А он, вместо того чтобы разобраться, почему мы так себя ведём, ужесточал меры, наказывал двойками и угрожал, что каждому испортит аттестат». (из воспоминаний Ш.Амонашвили) Человеческая любовь к ребёнку вызывает ответную человеческую любовь к учителю, которая выражается в желании порадовать учителя своими знаниями и не огорчать прогулами. В классе у таких учителей стыдно списывать и врать, что забыл дневник. 3.Эффект дорисовывания. Приписывание ребенку несуществующее хорошее качество. -«Ребята, вам не кажется, что Матвей сегодня послушнее?» «Были случаи, когда она (учительница) обращалась к кому-либо из нас: — Ты не мог бы дать мне эту книгу почитать на пару дней? И когда с этой просьбой однажды обратилась и ко мне, я был очень горд и рад. А спустя пару дней, вернув книгу, сказала: — У тебя хороший вкус, раз такие книги читаешь… Спасибо, я получила удовольствие… Что ещё было нужно для того, чтобы я пристрастился к чтению?» (из воспоминаний Ш.Амонашвили)

Заповеди каждому учителю

1.Верить в безграничные возможности каждого ребенка. В этот мир каждый ребенок приходит со своей великой миссией. Помогите ему осуществить ее

2. Верьте в педагогику любви. Приходите к детям с просьбой о помощи помогите мне стать доброй.

3.Верьте в свою искру Божью. Учитель-проводник Бога. Бог –учитель. Помните у Бога нет ручек и ножек, но он может существовать в нас. Профессия учителя от Бога. После этого вы не сможете вести себя, как все остальные в нашем обществе. быть с ними на одном уровне, после этого вы не сможете быть плохим учителем. Всегда об этом помните. Сложно остаться равнодушным, читая «Педагогические притчи». Шалвы Александровича. Они о нашей жизни во всем ее многообразии - и у каждого, пожалуй, откликнется при прочтении что-то свое. Признаюсь, некоторые притчи и письма автора своим родителям и своей школьной учительнице затронули меня до слез. До слез восхищения и сострадания, до слез очистительных... Они открывают глаза на наши несовершенства, но при этом дают и опору. окрыляют, показывают достойные ценности, к которым хочется стремиться. В этой книге автор говорит о вере, о любви, о благородстве, о жизненных испытаниях и силе духа, об уважении и человечности. Говорит о силе улыбки, говорит о миссии каждого человека... И, что важно, в этой книге это - не просто слова. Это полностью прочувствованная и проверяемая жизнью вера автора, его мировоззрение, плод его духовных поисков. В заключение я бы хотела прочесть вам притчу [2].

-Дедушка, что ты шепчешь? Спросил я, заметив, что он перед сном что-то про себя бормочет. - Я кладу мысль на Сердце, сынок… - ответил он. Я удивился: - Что это значит? Мудрый дедушка сказал мне: - Не хочу поссориться с соседом, который подвёл меня, а как быть, не знаю. Вот и положу мысль на Сердце и засну, а утром Сердце подскажет, что делать… - Откуда сердце знает, дедушка? -Сердце всё знает, сынок, я всю жизнь учусь у него. И тебе советую: когда что-то бывает непонятно, положи мысль на Сердце, а наутро откроются тебе ответы… Только делай это с верою… Так сказал дедушка, когда мне было девять лет. И я познал в жизни очень многое о своём педагогическом искусстве, кладя мысль на сердце перед сном. Мне повезло с дедушкой. А вам? И совсем не важно, кто ваш учитель: мужчина или женщина…. Важно, чтобы он был Настоящий. А для этого нужно помнить, что «урок - это когда ребёнок набираетcя светом». Так давайте дарить свет нашим детям, дорогие коллеги!

Список литературы

1. http://vmeste-rastem.ru/sovety/pedagogicheskie-pri... об Амонашвили

2. http://www.liveinternet.ru/users/dharamatma/post15... притча

3. http://www.myudm.ru/interview/amonashvili об Амонашвили

4. http://academy.afisha-la.com/guman-biography.html об Амонашвили

5. http://www.school2100.ru/school2100/persons/advise... об Амонашвили 6. http://mama.darievna.ru/page/shalva-uchitel-i-drug об Амонашвили