Программа Человек. Жизнь. Экономика.(Финансовая грамотность)

Гуляева Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: ??? ?? «?????????»

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Прогимназия № 81» г. Сыктывкара

(МАОУ «Прогимназия № 81»)

167016 Республика Коми г. Сыктывкар ул. Карьерная д.18 progimnaziа81@yandex.ru

8 (8212) 31-22-33, 31 – 26 – 61 (тел), 8 (8212) 32 – 20 – 27 (факс)

РАССМОТРЕНО:

МО специалистов НОО  МАОУ "Прогимназия № 81",

протокол № 2 от 29.08.2022

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом  МАОУ "Прогимназия № 81" протокол №  1 от 31.08.2022

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ "Прогимназия № 81"

_________________Т.В. Чернавина

приказ № 230 от 31.08.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Человек. Жизнь. Экономика»

наименование

начальное общее образование

уровень образования

1 год

срок реализации программы

Возраст обучающихся: 7 – 8   лет

Составители: Кетова Ирина Владимировна, учитель начальных классов

 Сыктывкар, 2022

Содержание

Стр.

Пояснительная записка                                                                                

3

Содержание курса                                                                        

4

Планируемые результаты  освоения программы                    

5-7

Календарно – тематическое планирование

8

Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения курса по внеурочной деятельности                                        

9

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек. Жизнь. Экономика» (финансовая грамотность) разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
  3. Закон «Об образовании в Республике Коми» от 06.10.2006;
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22
  5. Основная образовательная программа МАОУ «Прогимназия №81».
  6. План внеурочной деятельности МАОУ «Прогимназия №81».
  7. Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Человек. Жизнь. Экономика» составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:

  • развитие основ экономического образа мышления;
  • воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
  • развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

 

 Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра;
  • образно-ролевые игры;
  • исследовательская деятельность;
  • урок-практикум;
  • дискуссия, обсуждение.
  1. Содержание программы

1класс

Тема 1. Введение в экономику (1 час)

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?

Тема 2. Потребности (2 часа)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.

Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (6 часов)

Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа)

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Тема 5. Товары и услуги (5 часов)

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно

приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.

Тема 6. Деньги (8 часов)

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

Тема 7. Маркетинг (4 часа)

Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Тема 8. Занимательные задачи (2часа)

Решение задач с экономическим содержанием.

  1. Планируемые результаты обучения

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Физическое воспитание, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты освоения программы «Человек. Жизнь. Экономика»

Универсальные учебные познавательные действия:

1) базовые логические действия:

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные тексты (описание, рассуждение, повествование);

2) совместная деятельность:

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты изучения курса «Человек. Жизнь. Экономика»


К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:

  • что изучает экономика;
  • что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
  • отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
  • для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
  • что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
  • что такое маркетинг.

Должны уметь:

  • выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
  • пользоваться деньгами;
  • классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
  • определять цену товара. 

 

  1. Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ урока

Раздел (количество часов)

Тема занятий

Кол-во часов

33ч

Введение в экономику (1 час)

1

Введение. Что изучает наука «экономика».

1

Потребности (3 часа)

2

Порассуждаем  о понятии «потребность».

1

3

Какие бывают потребности?

1

Источники удовлетворения потребностей (6 часов)

4

Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?

1

5

Материальные, социальные, духовные потребности.

1

6

Все потребности важны, все потребности нужны.

1

7-8

Источники удовлетворения потребностей.

2

9

Почему все потребности нельзя удовлетворить?

1

Домашнее хозяйство (4 часа)

10-11

Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи.

2

12-13

Обсудим правила ведения домашнего хозяйства.

2

                       Товары и услуги (5 часов)

14

Как товар попадает в магазин?

1

15

Где можно приобрести товары?

1

16

Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка.

1

17-18

Реклама - «двигатель торговли».

2

Деньги (8 часов)

19-20

Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги?

2

21

Деньги и страны.

1

22

Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги.

1

23

Деньги и товары.

1

24-25

Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи.

2

26

Роль денег в жизни человека.

1

Маркетинг (4 часа)

27

Знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»).

1

28-29

Рынок. Обмен. Торговля.

2

30

Продавец и покупатель.

1

31

Конкуренция.

1

Занимательные задачи (2часа)

32

 «Экономическое Поле Чудес».

1

33

Подводим итоги первого экономического года.

1

  1. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения курса по внеурочной деятельности

  • Методические материалы:
  • Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажер для школьников/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.
  • Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.

  • Материально-технические условия:
  • хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
  • стационарная аппаратура: ноутбук, интерактивная доска, магнитофон.
  • ученическая доска, парты и стулья.

  • Организационное обеспечение:
  • необходимый контингент воспитанников;
  • утвержденное расписание занятий.