Конкурсная программа «Семейный очаг»

Конкурсная программа «Семейный очаг»

Задачи:

1. Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей.

2. Развивать коммуникативные качества ребенка - свободное общение со взрослыми и детьми.

3.  Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

  • Пропаганда семейных ценностей и традиций, преемственности поколений, культуры семейных отношений, здорового образа жизни;
  • Распространение положительного опыта семейного воспитания и повышение ответственности родителей за воспитание детей.
  • Содействие сплоченности семей,  совместной творческой деятельности;
  • Создание условий для развития навыков командной работы и укрепления внутрисемейных связей участников мероприятия через проведения семейных конкурсов;
  • Активизировать взаимодействие семьи 

Ход занятия

Добрый день, уважаемые коллеги!

К.Д.Ушинский обращал внимание взрослых на тот факт, что, если на веточке молодого дерева сидит птичка, ветка уже меняет направление своего роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития. И наше настоящее этому яркий пример.

Семейный очаг неразрывно связан с семейной  реликвией. Связь поколений, связь времен. Духовные скрепы рода, линия судьбы… Семейные реликвии – это дорогие по  воспоминаниям вещи, частицы семейного единения, связующее звено между поколениями. Нет семьи, где бы не было заветного уголка, шкатулки или альбома. Прялка, от которой веет теплом бабушкиных  рук. Иконы, хранимые бабушками. Письмо с фронта.  Награды деда. Кубок чемпиона-отца. Любительское фото,  где костер и гитара. Пионерский значок…

История каждой семьи интересна. Во многих семьях есть свои семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение по наследству. Слово реликвия происходит от латинского глагола «оставаться» — это свято хранимая почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

Игра «Да-Нет» (Слайд2)

Здесь у меня скрыт некий предмет. Этим предметом мы пользуемся ежедневно. Я предлагаю с помощью игры «Да- Нет» отгадать что здесь. Напомню правила игры : вы можете мне задавать различные вопросы на которые я буду отвечать : «Да», «Нет», «Несущественно».

Слайд 4

Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам как память о наших родных. Порой семейные реликвии могут рассказать об истории семьи очень много. Эта замечательная традиция есть и в наших семьях.

Интервью детей «На что такое ложка?» (Слайд 3)

- Посмотрите и подумайте, как можно использовать ложку помимо ее прямого назначения? (как музыкальный инструмент, копать, элемент дизайна, спину чесать и т.д.)

Вы знаете, дети видят в обычных предметах намного больше, чем мы взрослые. А сейчас предлагаю послушать, что говорят дети об обыкновенной ложке.

Слайд 5

1.     Ложка похожа на гитару

2.     В ложку можно говорить , как в микрофон.

Слайд 6

3.     Ее можно использовать как катапульт.

4.     Ложка похожа на волшебную палочку.

5.     Ложка похожа на маятник для гипноза.

Слайд 7

-Удивительно, как дети могут видеть в обыкновенной ложке такие вещи. Ложка становится путеводителем в мир открытий ребенка.

Игровой момент «Кто больше?» ( для выбора родителей из зала)

Родители  передают друг другу ложку и называют имена прилагательные, подходящие по смыслу к слову «ложка», выбирают фишку Например: деревянная, расписная, русская, подарочная, сувенирная, старинная и т.д.

 

Слайд 8

 

- Знаете ли вы, что в древности ложки считались магическим предметом? Этот столовый прибор олицетворял конкретного члена семьи, поэтому у каждого в доме была своя ложка, пользоваться которой мог только ее хозяин. С ложками связано множество примет и суеверий, соблюдая которые наши предки привлекали удачу в дом и избавлялись от темных сил.

Раньше во всех семьях был такой порядок: так как муж в семье был главным, то ему доставалась самая большая ложка. У жены она была меньше по размеру. Этим подчеркивалось главенство мужчины в доме.

А сейчас я предлагаю вам немного попутешествовать с ложкой и с легкостью пройти несколько станций. Уважаемые коллеги, можно вас попросить выйти на сцену?  Вы будете импровизированной семьей.

1.     Конкурс «Семейная фамилия» (Слайд 9)

Древние русские летописцы не переставали напоминать: «Луна светила над землею ещё задолго до того, как мы родились…» И если вдуматься в подлинный смысл этой фразы, то станет понятно: нельзя жить на свете «Иванами, не помнящими своего родства», своего прошлого.

Команды должны придумать фамилию для своей импровизированной семьи и оригинально её представить

2.     Конкурс «Семейная песня»(Слайд 10)

- Ложка – музыкальный инструмент?! Да, это так.

Деревянные ложки можно использовать и как музыкальный инструмент. Дело в том, что соприкасаясь, они издают удивительно мелодичный звук.  И  по сей день игра на деревянных ложках радует нас и восхищает

Как поется в известном шлягере прошлых лет, «легко на сердце от песни веселой , она скучать не дает никогда». Давайте и мы не будем скучать.

3.     Конкурс «Семейные конфликты» (Слайд 11)

Раньше в семье запрещалось стучать ложками по тарелкам, о стол и прочую утварь. Хозяйки, моющие посуду, также старались не греметь ложками. Как известно, каждая ложка олицетворяла конкретного члена семьи, а если гремят ложки, значит, вскоре назреет конфликт в семье. В каждой семье случаются конфликтные ситуации, но далеко не у всех они разрешаются положительно. Сейчас вашему вниманию будут предложены такие ситуации , а команды постараются обыграть их, найти наиболее интересное и мирное решение конкретной проблемы

Ситуация 1

 Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно, что он хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делается это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения»:

Мама: Леночка, пожалуйста, сбегай за хлебом. Гости сейчас придут, а у меня еще дел по горло.

Дочь: Ой, мам, мне же на секцию сейчас!

Мама: У тебя секция, и ты не хочешь опаздывать (активное слушание).

Дочь: Да, понимаешь, у нас ведь начинается с разминки, и ее нельзя пропускать…

Мама: Тебе нельзя опаздывать…(активное слушание). А у меня такое затруднительное положение… Гости вот-вот придут, а хлеба нет! («Я-сообщение») Как же нам быть? (Переход ко второму шагу.)

После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с вашей точки зрения, предложение, не отвергается с места. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги. 

Ситуация 2

Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!». 

Тренинг «Полюби себя» ( со зрителями)

- Пока  команды готовятся, мы свами проведем тренинг «Ложка счастья»

Каждый человек взявший в руки ложку, становится счастливым, позитивным, оптимистичным. Я предлагаю вам сейчас взять этот предмет в руки и вытянуть карточку с определенной ситуацией, но воспринять вы ее должны в оптимистическом ключе, т.е. привести положительные доводы, какой бы она не была.

1.      Вы попали под сокращение ( у меня больше времени будет для семьи)

2.       Вас бросил муж ( ничего страшного у меня будет больше времени для работы)

3.      На работе задержали зарплату ( ничего страшного больше получу в следующем месяце)

4.      По дороге на работу вы сломали каблук ( ничего страшного куплю новые)

Конкурс «Танцевальная семья» (Слайд 12)

Русский народ много трудится на своей земле. А земля –матушка  щедро дарит ему богатый урожай!  Ну а как народ посеет пшеницу, или соберет урожай, начинается веселье, шутки, пляски. Можно  и хороводы поводить. Ну как же обойтись без ложки? Уважаемые коллеги прошу вас поддержать наши семьи.

 Команды  поочередно исполняют танцевальные композиции под классические мелодии в современной обработке «Танец маленьких лебедей», «Танец  маленьких утят».)

Слайд 13

Все политические партии рано или поздно перестают существовать. «Партия» под названием «семья» живет уже много веков. И за эти столетия люди не придумали иного объединения. Но подтвердили мысль: чем больше в семье доброты и взаимопонимания, тем прочнее отчий дом. И пусть  с губительной целью проходят житейские бури и неурядицы. Они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного очаг