Сформированность компетенций студентов через предметное портфолио

Смолякова Елена Сергеевна

Сформированность компетенций студентов через предметное портфолио

ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО

050146 Преподавание в начальных классах

Требования к портфолио:

Тип портфолио: портфолио смешанного типа

 

Проверяемые результаты обучения:

 

Профессиональные компетенции

ПК 1. Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и

результаты обучения.

ПК 5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам

начального общего образования.

 

 

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с

руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

Основные требования

Требования к структуре и оформлению портфолио: портфолио представляет собой индивидуальную папку-накопитель, демонстрирующую умение студентов предоставлять на основе сбалансированных формализованных показателей структурированную и систематизированную информацию о собственном профессиональном развитии, личных достижениях в образовательной деятельности. Цель портфолио – анализ и презентация значимых профессиональных достижений студента, свидетельствующих о его вкладе в развитие системы образования края, методологической культуре, умении решать проблемные задачи профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения. Структура портфолио включает:

титульный лист ;

содержание портфолио: перечень основных разделов с указанием страниц начала разделов

Раздел 1. «Общие сведения»

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения студента в различных

областях:

- Фамилия, имя, отчество, год рождения;

- наиболее значимые грамоты, благодарственные письма;

- дипломы различных конкурсов;

- другие документы по усмотрению студента.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития студента.

Раздел 2 «Научно-методическая деятельность студента».

- материалы, в которых обосновывается выбор студентом образовательной программы и комплекта учебно- методической литературы;

- материалы, в которых обосновывается выбор студентом используемых образовательных технологий;

- материалы, содержащие обоснование применения студентом в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных технологий;

- работа в методическом объединении в ходе педагогической практики, сотрудничество с другими учреждениями;

- участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

- участие в проведении семинаров, круглых столов, мастер- классов,

- подготовка творческого отчёта, реферата, доклада, статьи, других документов.

Раздел 3. «Внеурочная деятельность по предмету»

Раздел содержит документы:;

- сценарии внеклассных мероприятий, видеокассеты с записью проведённых мероприятий;

- другие документы.

Студент имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность. В портфолио могут быть помещены презентации (не более 2-3), ил-

люстрирующие деятельность, фотоматериалы (не более 10-12 фотографий). Портфолио оформляется на электронном и бумажном носителях.

Требования к электронным носителям:

диски направляются в slim case box (тонких коробочках для дисков) с указанием на них полного имени студента, наименования образовательного учреждения, муниципального района (города);

объём презентаций не должен превышать 20 слайдов. Презентации сохранять в формате Power Point 2003 (.ppt). Фотоизображения на презентациях должны быть адаптированные (для электронной почты и Интернета – 96 пикс. на дюйм);

размер фото не более 100 кб, расширение не менее 800 х 600, видео – не более 200 мб;

текстовые документы представляются в формате Word 2003 (doc.) или в формате .pdf.;

параметры текстового редактора: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 1.5 см, шрифт Times New Roman, высота 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25;

документы, содержащие подписи и печати, сканируются в формате JPG или PDF. Отсканированный текст, подписи и печати должны читаться без затруднений в масштабе 1:1;

в текстах не допускается сокращение названий и наименований;

все страницы нумеруются (нумерация начинается с титульного листа, номер на первой странице не ставится), в колонтитуле на каждой странице указываются фамилия, имя и отчество студента.

Портфолио на бумажном носителе формируется в одной папке-накопителе с файлами.

Требования к презентации и защите портфолио: Защита портфолио проводится в несколько этапов:

1. Презентация портфолио.

2. Ответы на вопросы по существу представленных документов.

3. Ознакомление студента с рецензиями па работу.

4. Пояснения студента по замечаниям рецензентов.

5. Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы.

6. Доведение до студента выводов и рекомендаций экспертной группы.

Презентация портфолио – форма аттестационного испытания, в ходе которого студент представляет экспертной комиссии свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио. Для презентации методического портфолио студенту отводится 20-25 минут. В ходе презентации он должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетенции. Презентация - это не сокращённое изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определённый период времени. Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:

- соответствие содержания презентации содержанию портфолио;

- выделение основных результатов деятельности студента;

- качество изложения материала.

 

Показатели оценки портфолио

 

Коды и наименования проверяемых компетенций или их сочетаний

Показатели оценки результата

Оценка

(да / нет

 

ПК 5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

Наличие подтверждающей документации о проведении профориентационнной работы с абитуриентами или студентами младших курсов, участии в тематических профессионально-ориентированных мероприятиях

Наличие наиболее значимых грамот, благодарственных писем; дипломов различных конкурсов;

Наличие подтверждающей документации о работе в методическом объединении в ходе педагогической практики, сотрудничестве с другими учреждениями; об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; семинарах, круглых столах, мастер- классах,

Наличие в портфолио творческого отчёта, реферата, доклада, статьи, других документов.

Выполнение рекомендаций

педагогического коллектива в ходе обучения

 

 

 

ПК 1. Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и

результаты обучения.

Выбор и применение методов и

способов решения профессиональных

задач в области преподавания по

программам начального общего

образования

Наличие материалов, в которых обосновывается выбор студентом используемых образовательных технологий; материалов, содержащих обоснование применения студентом в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных технологий;

Наличие разработанных планов — конспектов уроков, проведённых студентом в ходе практики

Наличие сценариев внеклассных мероприятий, видеокассет с записью проведённых мероприятий;

 

 

Показатели оценки презентации и защиты портфолио

 

Коды и наименования проверяемых компетенций или их сочетаний

Показатели оценки результата

Оценка

(да / нет)

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

 

ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с

руководством, коллегами и социальными партнерами.

 

 

 

Использование информационно-коммуникационных технологий для презентации содержанию портфолио,

соответствие содержания презентации содержанию портфолио;

выделение основных результатов деятельности студента

достоверность, обоснованность, полнота, системность, структурность состава представленных материалов и документов;

оформление, общее эстетическое целостное восприятие;

грамотность, культура устной и письменной речи, владение профессиональной лексикой, проявленные в процессе защиты портфолио;

соблюдение требований к компьютерной презентации: оптимальность количества слайдов, выбранных эффектов анимации, соотношения текста и иллюстративного материала; ясность и логичность изложения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sformirovannost_kompetenciy_cherez_predmetnoe_portfolio.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сформированность компетенций студентов через предметное портфолио

   Высокое качество обучения, прочность и систематичность знаний, развитие профессиональных умений и навыков, воспитание необходимых свойств и качеств характера – все это вмещает в себя понятие «развитие профессиональной компетентности будущего специалиста». Выпускники нашего колледжа должны  отличаться широким кругозором, высоким уровнем профессиональной грамотности, способностью к самообучению и самоанализу. Но существующая система оценивания не позволяет показать весь диапазон и глубину развития студента.

   В условиях современной, интенсивно развивающейся и меняющейся системы

образования преподаватели ведут активный поиск новых альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений. Одной из них может стать учебное, предметное портфолио.

 Портфолио – это и коллекция работ студента, и  выставка учебных достижений студента по определенному предмету за конкретный период обучения (семестр, год); и форма целенаправленной, систематической и непрерывной  оценки и самооценки учебных результатов студента; и антология работ студента, предполагающая его непосредственное  участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

   Таким образом, портфолио позволяет студенту показать то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, а также дает прекрасную возможность не столько для оценки его достижений, сколько для самооценки.    Портфолио также позволяет взглянуть на студента с разных сторон и способствует активной внеклассной деятельности.

   На наш взгляд, основная цель введения портфолио - это формирование ключевых компетенций личности через рефлексию и анализ своей деятельности.

   Являясь эффективной формой оценивания, система портфолио позволяет также решать важные педагогические задачи:

 поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

 поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

 развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности студентов;

 формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

 содействовать индивидуализации образования;

 закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

 прослеживать индивидуальный прогресс студента, достигнутый им в процессе получения профессионального образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других студентов;

  оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

   Портфолио предоставляет реальную возможность студенту самому решать следующие задачи:

 оценивать свои реальные достижения;

 анализировать свои возможности;

 проводить самоконтроль;

 осознавать личностный рост;

 отчетливо представлять свои достижения в освоении программы по данному предмету.

   Безусловно, на преподавателя возлагается большая ответственность за организацию формирования портфолио. Контроль за ведением и своевременностью  пополнения портфолио, систематическая проверка и оценка, помощь студентам в оформлении – это сложная, требующая времени работа.

   Рассмотрим некоторые преимущества и недостатки портфолио как формы оценки и контроля достижений будущего специалиста.

   В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

   Кроме того, портфолио позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей студента посредством анализа разнообразных продуктов учебно - познавательной деятельности. Ведь поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка студентов, а также самоанализ и самоконтроль студента.

   Портфолио также направлено на сотрудничество преподавателя и студента с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

   Портфолио – это форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной. Оно легко интегрируется в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально - значимых умений студентов.

   Среди недостатков портфолио можно отметить следующее:

 внедрение данной формы требует большой систематической работы преподавателей  и студентов, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. То есть, внедрение портфолио требует как от преподавателя,  так и от студентов новых организационных и познавательных умений;

 проблема учебного времени: портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценки;

 отсутствие четкой ориентации в оценке;

 высокий уровень субъективности оценки;

 размытость критериев оценки элементов состава портфолио и трудоемкость процесса их проверки и оценки.

   Но вместе с тем портфолио дает новый толчок развитию проблемы оценки,

показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в

конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения. Мы убеждены, что портфолио со временем действительно станет формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов деятельности студентов.

Шукова Е.С. председатель предметной (цикловой) комиссии математических дисциплин