Готовимся к сочинению - 3 декабря 2014г.

Сопот Оксана Николаевна

3 декабря 2014 года во всех школах города состоится экзаменационное сочинение по пяти установленным блокам. Сочинение будет оцениваться по шкале: зачет/незачет. Начало испытания- в 10:00. Пробное сочинение пройдет 20 ноября 2014г. Времени осталось не так уж много. Вопрос только один: справятся ли школьники с такой задачей? 

Ведь долгое время сочинение по литературе было забыто и ему не уделялось должного внимания на уроках!

Хочу предложить вашему вниманию план-алгоритм, предложенный Бузиной Е.В. на Одиннадцатой научно-практической конференции педагогов России. Думаю, он поможет не только учителям, но и одиннадцатиклассникам.

Алгоритм работы (вариант):
1. Прочитать формулировку темы (о ком? о чём?).
2. Выделить ключевое (главное) слово (о нём!).
3. Если тема сформулирована как утверждение или понятие - переформулировать тему в вопросительное предложение.
3. Вступление: “универсальное”: придумать идею для вступления (учитывать “кольцевой” вариант связи вступления - заключения); “уникальное”: ключевое (главное) слово формулировки необходимо “прописать” в одном из предложений вступления.
4. Логическая связка: помогает плавному переходу в рассуждениях от вступления к основной части.
5. Основная часть: тезис, аргументы (2–3) для доказательства (объяснения, раскрытия) ключевого слова в формулировке темы.
Обязательно! Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3–4 раза или уместное количество раз).
6. Логическая связка: завершение рассуждений в основной части, плавный переход к заключению.
7. Заключение: идея вступления на уровне вывода (“кольцевой” вариант связи вступления — заключения).