ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Пономаренко Светлана Григорьевна

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют  каждому человеку реализовать свой потенциал. Однако, в условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации.

Всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.

Активное внедрение в жизнь информационных технологий приводит к формированию качественно иного типа культуры, который несет с собой новый тип мышления.

Одной из составляющих общей культуры человека является информационная культура; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура - одна из граней общей культуры современного человека. Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение. Это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В век информации она тесно связана с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет  успешность их информационной подготовки.

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем,  понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие  от информационной грамотности, такой компонент, как  информационное мировоззрение.

Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной. Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого – это   информационное мировоззрение, корни – традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_infor_kom_kak_neoteml_sostavnaya_chast.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют  каждому человеку реализовать свой потенциал. Однако, в условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации.

Всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.

Активное внедрение в жизнь информационных технологий приводит к формированию качественно иного типа культуры, который несет с собой новый тип мышления.

Одной из составляющих общей культуры человека является информационная культура; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура - одна из граней общей культуры современного человека. Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение. Это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В век информации она тесно связана с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет  успешность их информационной подготовки.

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем,  понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие  от информационной грамотности, такой компонент, как  информационное мировоззрение.

Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной. Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого – это   информационное мировоззрение, корни – традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества

Давая знания о фундаментальных свойствах информации и информационных процессов и обучая использованию средств обработки информации (т.е. информационным технологиям), учителя ставят своей целью формирование у учащихся ценностных ориентиров и ограничителей в использовании информации. Раздел  “Социальная информатика” доводит до сведения учащихся знания о социальных эффектах и последствиях информационных процессов в обществе. Информационная культура в контексте общечеловеческой культуры, наоборот, предоставляет осознанную свободу выбора, ограниченную культурными ценностями человеческой цивилизации.

 В  понятие информационной культуры входит:

  • понимание закономерностей информационных процессов;
  • умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи;
  • умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации;
  • умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать ее посредством подходящих информационных (в том числе, компьютерных) технологий;
  • умение применять полученную информацию для принятия решений;
  • этичное поведение при использовании информации.

При формировании информационной культуры мы ставим перед собой следующие цели:

  • подготовка учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде;
  • формирование готовности к принятию информационно обоснованных решений в рамках этой среды;
  • развитие умений эффективного использования возможностей информационной среды и защиты от ее негативных воздействий.

Уровень информационной культуры человека определяется уровнем его компетенций в информационной области.

Эти  компетенции развиваются у учащихся постепенно, проходя следующие уровни:

  •  уровень исполнительской компетентности: умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу;
  •  уровень технологической компетентности: умение самому спланировать, придумать схему создания информационного продукта или операций над ним;
  •  уровень экспертной компетентности: умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки;
  •  уровень аналитико-синтезирующей компетентности: умение на основе анализа готового информационного продукта  и технологии обращения с ним предлагать изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.

Понятно, что  не каждый учащийся сможет достичь высшего уровня компетентности. Но первые два уровня вполне доступны выпускникам средней школы.

   Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации, умение структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в другом виде отобранную информацию.

Основной педагогической целью является: формирование информационно-методологической культуры как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для профессиональной и общественной деятельности в информационном обществе.

Достижение этой цели предусматривает решение ряда образовательных задач. К этим задачам относятся:

  • овладение учащимися представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащем в фундаменте современной картины мира,
  • о единстве информационных принципов строения и функционирования систем различной природы,
  • о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе;
  • развитие алгоритмического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  • овладение учащимися представлениями о самообучении как об особом виде информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в различных учебных  предметах;
  • подготовка школьников к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение  основными средствами компьютерных технологий;
  • формирование у учащихся знаний, необходимых для взаимодействия человека и общества средствами новых  информационных технологий;
  • формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.

Таким образом, у студентов мы   формируем не столько знания, сколько умения действовать в новой информационной среде. Знания современной компьютерной среды могут устареть, но основные принципы культуры информационной деятельности останутся.