К качеству знаний- через инновационное образование (из опыта работы)

Михеева Ирина Николаевна

 



   Технологию, по негласной традиции и с подачи не очень умных и дальновидных деятелей, относят к второстепенным дисциплинам. Может быть, действительно, этот предмет не такой важный среди школьных предметов? Как учитель технологии я не могу не задавать себе вопросы: чем же важен предмет технологии ? Что дают детям занятия в школьной мастерской? И нужен ли он вообще в нашем современном обществе?
   Уроки технологии, особенно для сельских школьников, пожалуй, единственная возможность познакомиться с конструкцией различных приборов, машин и оборудования, поработать с ними. Ознакомиться и научится приёмам работы ручным и механизированным инструментом. На практике, как говориться «правильно настроить свои золотые руки». Помимо этого, не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению, многие относятся к практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии . Отсутствие такой возможности для этой категории может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников, а так же к несостоятельности и определённым сложностям будущей взрослой жизни.
   Возрастная  учебная нагрузка на школьников и соответственно увеличение времени, проводимого ими в статичном положении, негативно отражается на их здоровье, а на уроках технологии учащиеся имеют возможность чаще сменять динамические позы, сменять умственную деятельность физическим трудом. 
   Предметно-практическая преобразующая деятельность необходима для развития учащихся, независимо от того будет ли человек в дальнейшем профессионально связан с практическими видами труда, или же не будет. Практическая деятельность является необходимым звеном в протекании познавательных процессов и направлена на их развитие.
Конкретные задания требуют не просто изготовления изделий, а решения задач, в которых предметно-практическая форма их выполнения выступает как одно из возможных средств, стимулирующих умственные действия. Здесь же даётся широкое поле для творческой деятельности, результаты которой воплощаются в вещественном виде. Никакой другой предмет в школе таких возможностей для развития не имеет.
   Отсутствие предмета технологии может привести к снижению уровня знания и владения учащимися инструментами и технологическим оборудованием, их мотивации к изучению техники и продолжению образования в технической области, а также свёртывание профориентации сделает ещё менее престижным для школьников профессии в сфере материального производства.  А это, согласитесь, катастрофа для любого государства…

   Таким образом, я прихожу к выводу, что без изучения технологии невозможно целостное развитие ребёнка и формирование у него полноценного представления об окружающем мире. Что же мне помогает  сделать уроки более эффективными?
   Вот несколько основных пунктов:

1.    Изучение предлагаемого разными авторами программно-методического обеспечения с целью сравнения и определения оптимальных путей реализации программы. 
В последнее время в связи с сокращением часов технологии появляются затруднения в плане "сжатия” программы для максимально полного информирования учащихся о методах и приёмах ручной и механической обработки материалов. Поэтому необходимо идти по пути максимально возможно изучения вех издаваемых работ по технологии, чтобы выделять из них рациональное зерно. Имеющиеся  утверждённые учебные программы не всегда охватывают нужные в жизни моменты.

2.    Использование разнообразных средств обучения. 
В соответствии с путями реализации программы подбираю средства обучения, среди которых немало разработанных мною, позволяющих использовать в процессе обучения все виды восприятия и памяти (зрительной, слуховой, двигательной). Сочетание различных форм контроля: тестирование с использованием компьютера, программированный опрос – все они помогают более глубоко прорабатывать программный материал. Стремлюсь и постоянно использую мультимедийные средства обучения, такие как: видео уроки, презентации, учебные развивающие фильмы. Стараюсь внести разнообразие в устоявшийся ход урока.
3.    Предметно-практическая преобразующая деятельность учащихся.
Обучение владению инструментами и технологическим оборудованием, изготовление изделий, элементы метода проектов.

4.    Профориентация.
Практическое знакомство с рабочими профессиями, воспитание уважения к людям труда – мастерам своего дела. Обучение разрабатывать действующие проекты и бизнес-планы- учит ребят к самостоятельному планированию своей трудовой деятельности и возможно к перспективе открытия своего дела.

Таким образом, я стремлюсь на уроках технологии соединять теорию с практикой, учу работать головой и руками, созидать, формируя тем самым готовность к самостоятельному труду, выбору профессии, больше того – способствовать развитию ребёнка в целом…

Учитель технологии  Михеева И.Н.