Организация практики студентов с особыми образовательными потребностями

Иванова Марина Владимировна

Сегодня нарушения в развитии ребенка не приговор, а необходимость изменения плана его развития и обучения.

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.

Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества – оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию. 

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием, Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство. 

И мы сегодня должны тоже повернуться лицом к студенту, имеющему особые образовательные потребности. Студентам с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся студентов являются обычными. 

Вся Практика проводится на предприятиях и в организациях любых организационно-правовых форм или обладающих необходимым кадровым и научно-методическим и техническим потенциалом.

Круг проблем, с которыми сталкивается в настоящее время образовательные учреждения, отличается многообразием. При рыночных отношениях как в России в целом, так и в ее регионах решение вопросов организации производственной практики студентов с инвалидностью и ОВЗ на достаточном уровне имеет проблемы. Предприятия, функционирующие в новых экономических условиях, иногда бывают вообще закрытыми для образовательной системы. Например, в некоторых случаях, бизнес не открыт до такой степени, чтобы пускать практикантов к документации, в свою бухгалтерию и т. д. Обращаясь к процессу проведения практики лиц с инвалидностью и ОВЗ, хотелось бы отметить, необходимость расширения мест прохождения практики, но руководители Образовательного учреждения сталкиваются с определенными трудностями, поскольку не все даже государственные структуры соглашаются на заключение безвозмездного договора. Поэтому студенты с ОВЗ зачастую ищут самостоятельно места прохождения практики, это может затруднять контроль над её прохождением со стороны колледжа.

       Закрепление баз практики осуществляется администрацией образовательной организации на основе договоров социального партнерства с предприятиями, организациями или частными фирмами.

Выбор мест прохождения практик для студентов с инвалидностью и ОВЗ производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся. При определении мест производственной практики для студентов с инвалидностью и ОВЗ образовательная организация в индивидуальном порядке учитывает рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации.

       Прохождение всех видов практики для лиц с ОВЗ и инвалидов, которым необходимо создание специальных мест, целесообразно проводить на базе конкретного предприятия, учреждения, организации, что позволит студенту выявить для себя положительные факторы и их динамику, а также их включение и влияние на функционирование, и развитие организации при дальнейшем трудоустройстве. При направлении инвалида и обучающегося с ОВЗ в организацию или на предприятие для прохождения предусмотренной учебным планом практики ОУ согласовывает с организацией (предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида.       

Во многих случаях предприятия в практикантах с ОВЗ видят дополнительную рабочую силу в основном для подсобной деятельности. Для определенной группы активной молодежи, за которую работодатели готовы бороться, может быть внедрена система отбора. Работодателей, которым можно доверять проведение высококачественной практической подготовки не так много. Именно сейчас назрела необходимость осознания обществом того факта, что практика – это не просто первая ступень на пути к профессиональной самореализации, а уникальная ступень профессионального роста, дающая старт к системным профессиональным умениям и навыкам, и личностной ответственности. Для Образовательного учреждения важно определить круг потенциальных работодателей, с которыми можно и необходимо заключить долгосрочные соц. партнерские отношения. Один из путей определения потенциальных социальных партнеров – проведение исследования мнений работодателей и специалистов предприятий о качестве образования в Образовательном учреждении и подготовки выпускников.

С каждым годом в нашем колледже обучается все больше и больше детей-инвалидов, которые требуют к себе особого подхода. Кроме того, у нас есть и такие студенты, инвалидность которых не признана медициной. Но их физическое и психическое отставание видно невооруженным глазом.

На рабочие профессии мы принимаем студентов, допущенных по медицинским показаниям, а в процессе их обучения оказывается, что многие из них имеют хронические заболевания, физические и психические отклонения в развитии.

Естественно, что их обучение рядом с другими студентами всегда было и остается проблемным:

1) Такие студенты не могут осваивать с нужной скорость и нужным качеством наши образовательные программы

2) Сложности социальной адаптации таких студентов в группах, в общении со сверстниками, с преподавателями.

3) Неприятие таких студентов другими студентами, а зачастую и преподавателями.

Наиболее проблемным является прохождение практики студентами, т.к. требования к организации практики одинаковы для всех.  При прохождении практики приходится доказывать работодателю, что такие особые студенты справляются не хуже.

Для этого необходимо много общаться, созваниваться, встречаться лично с представителями предприятий.

Кроме того, предприятия, учреждения и организации не всегда берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения практики студентов с инвалидностью и ОВЗ. Зачастую прохождение производственной практики носит формальный характер и сводится к составлению отчета.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_prezentatsiya_-_kopiya.pptx339.42 КБ

Предварительный просмотр: