Работа с семьей

Петракова Наталия Александровна

Система работы с семьёй.

 

                 Учебное заведение всегда отражала суть эпохи, цементировала ее, создавая ее фундамент. Смена эпох, безусловно, период болезненный для школьного образования. Может поэтому слово «реформа», зачастую понимается как нечто отрицательное, даже разрушительное. Тем не менее инновационное развитие экономики, смена технологий, индивидуализация потребностей, конкуренция заставляют учебные заведения  кардинально изменяться. Она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Все это заставляет учебные заведения  становиться другими.

      Семья это - первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребёнка, его привычки.
Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями. Эти отношения определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя.
      Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи - всё это накладывает неизгладимый отпечаток на ребёнка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений.
        Только в семье ребёнок получает опыт семейной жизни. У него складываются нравственные чувства, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге.  Каким вырастет ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. В группах  обучается большое количество студентов из неблагополучных семей, много малообеспеченных семей, а так же сирот и детей оставшихся без попечения родителей.  По этим данным, можно сделать вывод, что родителям и обучающимся необходима педагогическая помощь, что возможно только при сотрудничестве техникума и семьи.
             Семья и УЗ несут ответственность за воспитание человека, поэтому нужно помогать друг другу, вырабатывать правильный системный подход к каждому ребёнку. Поэтому целью работы с родителями я считаю вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство,  т.е. формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители. Единение семьи и УЗ; тесное сотрудничество «триады»: преподаватели - дети - родители. Этой задаче подчинены все проводимые мероприятия.

        Совместная  работа с семьей и общественностью планируется условно по четырем основным направлениям:
1.    Изучение социального и образовательного состава семьи.
2.    Психолого-педагогическое просвещение родителей: лекторий, тематические общетехникумовские собрания
3.   Совместные дела родителей с педагогами и обучающимися: совместные деловые игры, совместное проведение различных дел и мероприятий с учащимися, создание и функционирование родительского комитета.
4.    Помощь родителей УЗ: деятельность родительских комитетов, организация дежурств.

           Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Большую  роль в организации сотрудничества УЗ и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую УЗ по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации.

         В начале учебного года ставятся определённые задачи:  

- Выработать совместно с семьёй единую тактику в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности.

- Изучить семейную атмосферу, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.

- Защищать интересы и права ребёнка в трудных ситуациях

         Направления работы с родителями:

-  Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
-  Выработка единства требований семьи и УЗ к воспитанию личности ребёнка.
-  Привлечение родителей к организации работы с группой.
-  Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
- Ведение документации по работе с родителями учащихся с целью изучения и развития воспитательной активности семьи.

      Используются  различные формы работы с родителями.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни студента. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успеваемости и прилежании их детей, смс- рассылки.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

     Большую роль в жизни УЗ играет родительский комитет

Функции родительского комитета:
- Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей.
- Организует работу с родителями из неблагополучных семей, с трудными детьми.
- Оказывает помощь в организации и проведении общегрупповых  и общетехникумовских мероприятий.
- Взаимодействует с педагогами по вопросам профилактики правонарушений.
      Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о  делах техникума  и поведении ребенка, преподаватель  же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого студента. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.