Рассуждения на тему современного образования

Рябова Оксана Борисовна
Это эссе я писала, когда участвовала в конкурсе "Учитель года". Надеюсь, что данная статья может быть интересной для коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Esse_Uchitel_goda.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стремительно меняется время и общество, но неизменной остаётся роль учителя не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопрос: «Как и зачем жить?»

Получив аттестат о среднем образовании, многие выпускники школ с трудом входят во взрослую жизнь, будучи неготовыми к ней: кто-то не видит цели, кто-то испытывает трудности в общении, а кто-то не умеет и не любит трудиться. К сожалению, частично в этом виновата школа. По данным психологических исследований, 90% детей приходят в школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу I класса мотивация у 60%  снижается. Из-за неудач и разочарований понижается уровень самооценки учащихся, у них возрастают тревожность и агрессия. Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации.

Общемировые изменения: глобализация, ускорение темпа информационных потоков, вхождение России в европейское образовательное пространство, произошедшее на рубеже XX – XXI вв., справедливо потребовали от системы образования смены курса, научной парадигмы в сторону формирования мобильной, творческой и самостоятельной личности. Сегодня созрела «потребность в преобразовании воспитательно-образовательной системы: акцент должен быть смещён в сторону воспитания творческого отношения к делу, «синергийного» стиля мышления… умения решать принципиально новые задачи, справляться с тяжелейшими кризисными ситуациями».[7]  Как отмечено в документе о приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации, современное образование – «…это образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться»[6]

Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня в первую очередь не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.[4]

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны, начиная с гуманистических идей Эразма Роттердамского, и получили своё развитие в педагогических концепциях Я. А. Коменского и Ж.-Ж. Руссо,  И. Г. Песталоцци и А. Дистеревега, К. Д. Ушинского и Д. И. Писарева, П. Ф. Каптерева и Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина, Д. Дьюи и М. Монтессори, Л. В. Занкова и В. В. Давыдова… В наше время остро стоит вопрос об их практической реализации в массовой школе как необходимом условии безопасности и её успешного функционирования.

Именно поэтому формирование общеучебных умений и навыков (фиксирование затруднений в собственной учебной деятельности и выявление их причин, целеполагание и планирование, выбор способов и средств проектирования, самоконтроль и самооценка и др.) является сегодня приоритетом начального общего образования.[5]

Известно, что цель образования — это воспитание личности. Во все времена общество старалось прививать потомкам черты, необходимые для жизни в этом обществе. Менялось, правда, представление о конкретных чертах и способах прививания. В чем здесь особенность наступившего уже третьего тысячелетия?

Количество знаний в мире стремительно растет. Скорость устаревания профессиональных нарастает. На память приходит знаменитая фраза из «Алисы в стране чудес»: «...для того, чтобы удержаться на месте, здесь надо бежать со всей мочи....». Одно из противоречий, которое будет управлять развитием педагогики в третьем тысячелетии, это противоречие, которое можно было бы сформулировать примерно так: педагоги должны учить своих подопечных выживать в том мире, о котором сами педагоги не имеют никакого представления.

Это противоречие заставляет отказаться от привычного способа прививать будущему поколению собственные ценности, черты поведения и знания. Ведь именно в этом заключается передача опыта. Она уступает место воспитанию, как формированию личности, способной самостоятельно добывать новые знания и оперативно корректировать имеющуюся картину мира в соответствии с вновь полученными знаниями.

Воспитание происходит на пересечении двух картин: картины окружающего мира и картины мира своих желаний. Любая картина мира становится востребованной только в сочетании с картиной желаний, только в пересечениях с ней. В традиционном образовании задача создания картины желаний решается поверхностно, в основном, беседами на классных часах. Между тем, необходимо не только перейти от выявления отдельных желаний к выстраиванию системы желаний, но и преобразовать учебную деятельность так, чтобы она вызывала более активное взаимодействие между картиной желаний и картиной мира.

Здесь возникает методическая проблема. В школе мы учим отдельные предметы — физику, математику, литературу, – и каждый представляет свою картину мира. А в реальной жизни наши желания бывают более комплексными, нежели вычислить площадь прямоугольника или воспользоваться цитатой классика. Если следовать комплексному желанию, то отдельные картины мира вынуждены трансформироваться. Желание взаимодействует сразу с нескольким картинами: физически–математически–образной– этической и другими. Картины перестают быть плоскими и параллельными – одна должна стать и под– и над– системой для другой, другая будет использовать ресурс третьей и т.д. В реальных условиях нам предстоит работать с сетью взаимопереплетающихся картин.

Следуя импульсу желания, человек должен передвигаться по этой сети, добраться до определенного узелка и изменить его, чтобы перевести желание в действительность. Для этого ему нужна еще картина способов преобразований.

Знания необходимы, чтобы представлять сеть картин со всеми связями, чтобы определить узелок, изменение которого воплощает нужное желание и чтобы ориентироваться в способах изменений.

Из всего вышесказанного следует, что каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?». По моему мнению, исключительную актуальность в современном образовательном процессе имеет формирование и развитие творческой личности. «В мире, который «всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности. Творчество ребёнка превращается в непременный фактор социализации…»[2] Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка. «Только в процессе активной деятельности, - утверждает В. П. Беспалько, - формируется и развивается личность. Более того, свойства личности зависят от характера той деятельности, в процессе которой она формируется» [1]

Деятельность – это реальное путешествие по сети картин и преобразование нужного узелка.

Для деятельности необходима еще одна картина – картина возможностей человека, которая указывает на осуществимость деятельности имеющимися ресурсами человека. Это ресурсы физические, психические, социальные, в том числе и скрытые в подсознании. Картина возможностей заставляет или преобразовать что–то в себе, чтобы повысить возможности, или отказаться от желания, и опять же преобразовать себя, чтобы неосуществленное желание не вызывало внутренних конфликтов.

Условным удобством уходящей педагогики было постоянство всех картин. Оно позволяло организовать воспитательный процесс как передачу известных типовых сочетаний желаний–знаний–возможностей. Нарастающий темп изменений не только снижает ценность существующих знаний, но также порождает доселе неизвестные желания и возможности. И чтобы личность смогла быть успешной в быстроменяющемся мире, она должна уметь согласовывать динамичные картины знаний, желаний и возможностей, управлять ими.

Воплощение желаний приводит к изменению себя и изменению окружающего мира. Часть картин при этом приходят в негодность. Их надо строить заново. Здесь возникает необходимость в метакартине – картине разрушения и создания картин, которая могла бы выполнять системообразующую функцию в сети картин.

Таким образом, основные штрихи будущей педагогики – это воспитание через познание сети динамичных картин внутренних и внешних, через преобразовательную деятельность во внутреннем и внешнем мире, через устранение несоответствий в сети картин, через их разрушение и создание новых картин и сетей.

Из вышеизложенного вытекают требования к современному учителю:

  • поскольку нельзя снабдить учителя готовыми решениями в быстро меняющемся мире, появляется необходимость в учителе-исследователе, учителе-решателе проблем;
  • учитель должен быть готов к любым изменениям; прогнозируют, что нашим молодым учителям в течении профессиональной карьеры придется принять и потом отказаться от 2-3 образовательных парадигм. поэтому требуемое качество учителя - открытость к инновациям;
  • если раньше говорилось об использовании учителем новых методов, знаний, то теперь он должен уметь преобразовать знания, соотнося их с конкретными целями, детьми, условиями;
  • актуализируется умение проектировать учебный процесс в условиях быстрых изменений; это работа с достаточно высокой новизной, которая требует анализа предшествующей деятельности, выявления проблем, постановки и конкретизации новых целей, выбора эффективных способов их достижения, а также корректной оценки результатов;
  • необходимым качеством учителя выступает также саморазвитие: способность к рефлексии, самооценке, выдвижению новых планок достижений, осуществлению намеченного.

Использованная литература и Интернет – ресурсы

  1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977
  2. Куруленко Э. А. Творчество в пространстве культуры детства. Самара, 1998
  3. Петерсон Л. Г. Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов// Начальная школа. 2008. №11
  4. Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. М., 2006
  5. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование/ Министерство образования Российской Федерации. М., 2004
  6. Фурсенко А. А. О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации. М. 2004
  7. Щученко В. А. Духовное воспитание детей в кризисной ситуации нашего времени // Отечественная философия детства: Тез. Докл. И сообщений VIII Междунар. Конф. «Ребёнок в современном мире. Отечество и детство». СПб., 2001
  8. contact@matriz.ru
  9. http://www.trizminsk.org/