САМОВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

КОПЫЛОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

САМОВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_samovygoraniyu_pedagoga.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

САМОВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА.

/тезисы/

     Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт на уроке, который во многом зависит от психологического здоровья педагога.

      Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Психофизическая усталость – первотолчок в развитии патологии души и тела, психосоматических заболеваний; она постепенно переходит в психологическую и телесную депрессию.

     Успешная профессиональная деятельность педагогов предъявляет требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию. Однако довольно большой процент педагогов отличается состоянием эмоциональной напряженности, которое проявляется в понижении работоспособности. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, воображения). В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критических моментов и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности является профессионально значимым качеством личности педагога.

      Эмоциональное сгорание – состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Это эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

     Эмоциональное сгорание возникает только в профессиональной деятельности, и тем отличается от стресса.

      Профессия педагога включает в себя факторы, влияющие на эмоциональное сгорание. Она предполагает интенсивное общение с людьми в непредсказуемых ситуациях, работа имеет творческий характер: необходимо создавать практически на каждом уроке каждый день нечто новое, соответствующее индивидуальности учителя и отвечающее задачам его общения с другими.

     Эмоциональное сгорание может проявиться как в результате длительной эмоциональной, так и в результате кратковременной запредельной эмоциональной нагрузки.

     Существует несколько уровней проявления эмоционального сгорания. Приведем их в порядке усиления:

1. Физиологический (начальный уровень) – проявляется в виде головных болей, болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах, горле, животе, общем недомогании, нарушении сна и т.д., возникающих без причин. Если не принять меры, возникает следующий уровень эмоционального сгорания.

2. Эмоциональный – выражается в состоянии напряженности, тревоги, беспокойства, взволнованности, агрессии, эмоциональной истощенности, раздражительности.

3. Поведенческий – проявляется в виде бурных неадекватных реакций, опоздания на работу, стремления уйти пораньше, частых перерывов в работе, стереотипности восприятия учеников, усиление тяги ко вредным привычкам.

4. Смысловой – утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту.

Низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов страдает болезнями стресса – многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями. Это, в свою очередь, является основной причиной прогрессирующей невротизации школьников, которые значительную часть своей жизни проживают в невротизирующей среде, создаваемых, кроме прочих причин, и учителями.

Результаты различных исследований показывают наличие следующих состояний:

• Психоэмоциональное истощение – ближе к низкому, что свидетельствует о том, что работник почти не испытывает усталости, может работать продуктивно, полон оптимизма, активен в контактах.

• Личностное отдаление – средний уровень – профессионал нацелен на взаимодействие с окружающими, имеет обширные контакты с коллегами и учениками, чутко реагирует на оценки с их стороны. Имеет ощущение самодостаточности.

• Профессиональная мотивация – средний уровень, ближе к высокому, что говорит о включенности специалиста в работу, заинтересованности в результатах труда, стремлении к совершенствованию своего профессионального мастерства.

Фоном жизненного настроения многих учителей, к сожалению, является сегодня уныние и разочарование. А ведь настроение обладает огромной побудительной силой. Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощутить радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.

Педагогическая деятельность насыщена различными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова и др.) относят:

• Ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований учителя и т.п.);

• Ситуации возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой и т.п.);

• Ситуации взаимодействия учителей с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т.д.).

Неблагоприятное воздействие напряженных факторов вызывают у педагогов стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменение в характере деятельности).

Поведение учителей нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием её являются грубость, несдержанность в отношениях с учащимися, неблагоприятный психологический климат на уроке.

Как выражать неудовольствие поступками детей?

• Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.

• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит – есть причина.

• Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело – иначе это перерастет в непринятие ребенка.

• Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

• Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

• Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

• Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Прежде чем ругать за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

• Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

• При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

         Межличностные отношения являются системообразующим фактором целостности педагогического коллектива. Важнейшими характеристиками межличностных отношений являются эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность, эмпатийность, флексибильность, которые обеспечивают положительный морально-психологический климат в коллективе. В содержание культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе входят: ценность самих межличностных отношений, генерация нравственного сознания, установка на педагогическое призвание, удовлетворение творческих и духовных  запросов личности, сочетание коллективных и личных целей.

      Спецификой межличностных отношений в педагогическом коллективе является высокий уровень толерантности по отношению к коллегам и ученикам, от которого зависит эмоциональная сплоченность педагогического коллектива, степень доверия коллег друг к другу, эмоциональная стабильность, корректность в общении и конструктивное поведение в ситуациях конфликтов.

      Критериями развития культуры межличностных отношений педагогов являются знания о развитии личности, нравственные нормы и правила общения; наличие активной положительной мотивации на сотрудничество и диалог; осознанное осмысление процесса формирования культуры межличностных отношений, понимание перспектив владения ею; эмпатийные и рефлексивные умения (глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, построение отношений по принципам взаимного доверия и альтруизма); готовность применять усвоенные знания, навыки, умения в отношениях и поведении педагогов.

       Процесс формирования культуры межличностных отношений будет успешным при соблюдении следующих условий: если будет сформирована мотивационно-ценностная установка в коллективе педагогов на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог; если проявление межличностных отношений, таких как: дружеские чувства, доверие, толерантность, уважение по отношению к коллегам, высокая требовательность к себе и другим является ценностным в данном коллективе; если при реализации целенаправленной, систематической, специально организованной деятельности по формированию культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы будут учитываться возрастные, индивидуальные и групповые особенности, а также специфика профессиональной деятельности коллектива.