Эпифеномен или смысл?

После Нового года я задалась целью что-то срочно изменить в своей студии актерского мастерства, ибо происходящее совершенно не отвечало моим представлениям о живости, спонтанности и творчестве. Вроде бы, к делу я подошла ответственно, программы подбирала одобренные и проверенные, многие упражнения заимствовала с тех курсов, которые проходила я сама. Мы занимались развитием речи и пластикой, воображением и вниманием, все было так серьезно, и это-то мне и не нравилось. А ведь я всегда была только за академичность и сама люблю учиться именно в упорядоченности и систематичности, по проверенным методикам, целенаправленно изучая различные аспекты, грамотно объединенные в систему. А вот с детьми в студии такие занятия почему-то получались выхолощенными и безжизненными. Удивительно: подход, обоснованный, оправданный и эффективный на уроке, переставал работать на занятиях актерского мастерства. И тогда я решила рискнуть и внести в наши занятия некоторые изменения.

1) Позволить им стать более спонтанными и попробовать следовать не только собственному плану, но и происходящему непосредственно на занятии. Если в процессе возникает неплохая идея, ее имеет смысл осуществить.

2) Несколько сократить собственно упражнения и добавить этюды и сценки (при этом оставив их анализ с точки зрения техники).

3) Использовать занятие для расширения границ мира его участников: давать задания на самые разные темы, проигрывать персонажей из самых разных сфер, больше говорить об эмоциях, состояниях, чувствах и мотивах героев.

4) Использовать на занятиях стихи и прозу.

И вот тут началось самое интересное. Появилась жизнь. То, что раньше проходило параллельно, теперь стало предметом нашего изучения. Мы рассматриваем жизнь, обсуждаем ее, играем ее и это очень, захватывающе интересно. Задумалась о новом смысле наших занятий. Понятно, что не все мои ребята станут актерами. Может быть, никто не станет. Тогда зачем это всё? Раньше я считала, что актерское мастерство нужно им для развития самоконтроля, большего внимания к себе и окружающим, развития памяти, уверенности в себе. Сейчас задумываюсь о том, что, возможно, наши занятия могут стать для них местом изучения каких-то аспектов психологической и социальной реальности, отыгрывания разнообразных сценариев, расширения границ их мира. Здесь они могут выйти за пределы обыденной реальности и экспериментировать с ней, а судя по эмоциональному отклику, который я наблюдаю, может, это и является подлинным смыслом?..