Основные условия создания коррекционно-развивающей среды

Ирина Леонидовна Лакизо

Основные условия создания коррекционно-развивающей среды 

 

Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.

Цель коррекционно-развивающей работы – создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению полученных от взрослого знаний.

Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане назрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надо думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (памяти, внимания, речи, восприятия, мышления), при помощи которых ребёнок будет усваивать учебную программу. А для этого необходимо создать специальную среду, способствующую развитию личности  и эффективному усвоению учебного материала. Специально созданная среда позволит более четко определить и сформулировать задачи, которые способствуют формированию и пониманию элементарных умений и навыков.

Под коррекционной средой мы подразумеваем совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Среда оказывает влияние на уровень, на эффективность коррекционного процесса и обуславливает цели специального образования:

1) развитие личности ребёнка, имеющего проблемы в развитии, компенсацию дефекта;

2) усвоение социального опыта, так как цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией);

3) поиск более эффективных путей для развития  детей.

Необходимо создать такую среду, где дети с интересом и целенаправленно будут развивать достоинства, и компенсировать свои недостатки. Такой подход основывается на дидактических принципах, таких  как наглядность, доступность, создание доброжелательной атмосферы. Начать стоит с оформления кабинета и разделения  его на функциональные зоны с учетом  профессиональной деятельности каждого узкого специалиста, и педагогов дополнительного образования нашего учреждения.

При проведении медицинских, психологических, педагогических и коррекционных мероприятий необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Исходя из  соблюдения правил закрепленных в Конвенции о правах ребенка, стремится  к реализации права на образование предусматривающего, прежде  всего развитие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка с отклонениями в развитии на сохранение своей индивидуальности.
  2. Включение в коррекционно-развивающие занятия всех детей в том числе и детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную программу развития и коррекции.
  3. При оценке динамики не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с его же показателями на предыдущем этапе развития. Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие возможности его развития и социальной адаптации.
  4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности, относится к ребенку с пониманием специфики его трудностей и проблем развития, стремиться в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.
  5. Относится ко всем детям в том числе к физически ослабленным, неуравновешенным, легко возбудимым, доброжелательно, ровно, терпеливо.
  6. Терпеливо обучать ребенка умению использовать апробированный способ действия в сходных условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении заданий стимулировать творчество и изобретательность. Постепенно, но систематически включать ребенка  в самостоятельное оценивание своей работы.
  7. Разрабатывать для каждого программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности направленной на предупреждение утомления, приучать ребенка к определенному режиму дня.

 8.  Специалисты должны соблюдать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка должны быть предметом профессиональной тайны специалистов.

 9. В процессе коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста необходимо использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности, но основное внимание уделять игре, как ведущей деятельности.

Педагогическая система, созданная для детей с нарушениями в развитии, должна решать как задачи коррекционно–педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям ребенка.