"Мы можем учиться у тех,кого учим"

 Тимошенко Светлана Мурадиновна

Никто из нас внутри себя не единствен. В каждом живут разные существа. Иногда слишком разные,несогласуемые; иногда заглушающие друг друга,иногда убивающие... Мы должны противоречить себе,чтобы мыслить и развиваться,должны звучать на разные лады,чтобы живыми быть. Всем нам нужен внутренний Дирижёр и Композитор.Учителю такое состояние необходимо,чтобы отдавать,дарить и взамен учиться.Ведь жизнь учителя и ученика-это общая жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_mozhem_uchitsya_u_teh_kogo_uchim.doc64.31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мы можем учиться у тех, кого учим»

Эссе

Начиная разговор об учителе и учениках, надо прямо признать, что, несмотря на всю привлекательность, наша профессия трудна. Трудности преследуют учителя на каждом шагу. Их можно бесконечно продолжать, но лучше уметь преодолевать. Иначе как…?

            Говорят: «Кто добился жизни сладкой, тот живёт без аппетита?» (А.Франс). Я за тридцать пять лет прописки в школе, конечно же, добилась определённого мастерства, но аппетита не теряла никогда. Подпитываю и себя, и учеников всё новыми рецептами. Подпитка идёт отовсюду: интернет, книги, журналы, коллеги, но ученики - это первостепенный источник - живой, меняющийся. В них рост моего профессионализма. Дети для меня являются барометром урока; барометром всей моей работы. И от того, какую погоду он показывает, зависит успех или неудача.

           Каждый день сдаю « экзамен на учителя». В современной школе шаблоны не приживаются. Ученики своим поведением, вопросами, ответами как бы говорят: «Мы вот такие сегодня – современные, а Вам слабо с нами такими управиться?» И учителя  по-быстрому включают скоростной « код  молодости». А большинство учителей этот жизненный  атрибут и не выключали.

         Стараюсь быть хорошим учителем. В своей работе использую педагогическую паузу. В этот день фильтрую свою учительскую сущность. Прислушиваюсь к себе: не очерствело ли сердце, не подводит ли меня моя учительская интуиция в подходах воспитания и образования.

Ведь класс-это зеркало,

И если ты видишь в нём дурные черты,

Не поднимай понапрасну крик-

Ты видишь свой  собственный лик. (В. Кубанев. )

 Профессионализм нужен в любом деле, а в  педагогике особенно. Педагогика-наука  «живая», требующая поиска, движения, творчества. «Уча других, мы учимся сами» и часто у тех, кого учим. Ученики для меня советчики, союзники, партнёры. Любопытные, добрые, верящие, сомневающиеся, оценивающие и всегда наблюдающие. Ждут, как я нетрадиционно утром  их поприветствую, как начну урок, как разрешу неожиданно возникшую проблему. Классные недоразумения  решаю совместно с  учениками и никогда не создаю из этого проблему, сводя ситуацию к неприятному ляпсусу, который всегда можно разрешить мирным путём. Метод медиации беcпроигрышный. Вот так и живём потихоньку в толерантности.      

         От своих учеников я набираюсь мудрости, равной самой умной книге;  отдавая и даря свои знания, взамен имею подпитку бодрости, красоту и энергичность молодого ума. Учу простым истинам: «Не бойтесь говорить глупость, это можно списать на молодость, бойтесь не научиться думать».

Так хочется вставить  в тему нашего эссе одно слово « Мы можем и  д о л ж н ы  учиться у тех, кого учим». Жизнь учителя и ученика - одна жизненная цепочка  и её надо наполнить мудростью. Каждый ученик  и их родитель мечтает оказаться в ладонях нежных и заботливых рук и имеет право рассчитывать на школу, как место, где он может почувствовать свою значимость,  свою нужность для других. Исполнить это  желание-дело рук школьного учителя, а он не имеет право лишать ребёнка школьного комфорта. «Пока росток тонок, его надо выпрямлять». Будущее ростков и ответственность за них тоже в списке учителя. В связи с этим, словами  поэта Сергея Баруздина справедливо задать вопрос учителю: «…Какой же в жизни ты оставишь след? Ведь без следа и человека нет?» Следы у людей разные, но если по-хорошему, то человек имеет право оставлять после себя только бриллиантовые следы. И если мои ученики, став взрослыми, сказали себе: «Вот та, которая научила нас любить этот мир и правильно в нём жить»,- я имею право думать, что учила, учась, и поэтому оставила после себя хороший след.