«Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения»

Паначёва Ирина Евгеньевна

Группа "Мой выбор -моё здоровье"  http://nsportal.ru/moi-vybor-moe-zdorove

«Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения» круглый стол  В. ФИЛИППОВ  министр    образования РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_shkolnikov....doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

В. ФИЛИППОВ
министр образования РФ
http://www.ruscenter.ru/236.html

«Здоровье школьников: актуальные проблемы
и пути их решения»

Организация данного «круглого стола» лишний раз показывает, что проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Настала острая необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон для создания государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья нации, определить вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации и др. в процесс формирования у школьников устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

За последний год заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни.

Ряд органов управления образованием совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации добились позитивных изменений: прекращения роста некоторых заболеваний, положительной динамики по отдельным позициям (Республика Татарстан и Республика Коми, Красноярский и Ставропольский края, Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Ивановская, Иркутская, Калужкая, Кемеровская, Нижегородская, Новосибирская, Смоленская, Ярославская области, г.Москва, г.Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ и др.) благодаря отказу от интенсификации образования, от раннего дошкольного систематического обучения, благодаря разгрузке образовательных программ и приведению их в соответствие с возрастными и функциональными возможностями обучающихся.

Совместно с Минздравом России взят курс на раннее выявление отклонений в здоровье и развитии, а значит — на раннюю помощь, лечение, коррекцию. Создана межведомственная рабочая группа, которая разрабатывает предложения для конкретных совместных действий, в том числе в рамках проектов ТАСИС, которые направлены на формирование модели государственного межведомственного учреждения системы образования — психолого-медико-педагогической комиссии, на поиск перспективных форм работы государственных и неправительственных общественных организаций с семьей.

В основном закончена апробация федеральной междисциплинарной программы «Здоровье», ориентированной на школьников 1-11 классов. Программа проводится с участием соответствующих структурных подразделений Минздрава России при содействии Института «Открытое общество» и преследует цель сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Программа предполагает, помимо обеспечения обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, создание также методологических и технологических оснований для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, на изменение всего уклада школьной жизни с пользой для здоровья всех участников образовательного процесса(обучающихся, обучающих, родителей).

В рамках программы подготовлены пособия и для учителей, ведущих уроки по программе «Здоровье», и для руководителей школ по организации здоровьеразвивающей образовательной среды.

Задача целенаправленного формирования у детей и подростков ценностного отношения к собственному здоровью диктует высокие требования к профессиональной культуре всех участников образовательного процесса в вопросах здоровья в целом и в области профилактики социально значимых заболеваний (наркомании, алкоголизма, СПИДа и др.) в частности. В целях повышения профессиональной компетентности специалистов сферы образования в вопросах профилактики, знакомства с передовыми технологиями укрепления здоровья в условиях образовательных учреждений на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования РФ организованы постоянно действующие образовательные курсы «Профилактические программы в образовательной среде», а также предусмотрено повышение квалификации специалистов органов управления образованием, методистов институтов повышения квалификации, преподавателей педагогических вузов для последующего обучения студентов, учителей, которые будут работать по федеральной междисциплинарной программе «Здоровье».

В рамках деятельности по обучению детей правильному отношению к собственному здоровью осуществлялось внедрение обучающих программ по профилактике табакокурения, потребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Для этого при спонсорской поддержке некоммерческой международной организации «Проект „ХОУП“» было организовано и проведено девять семинаров-тренингов для 270 специалистов из 20 субъектов Российской Федерации; в образовательные учреждения на безвозмездной основе отправлено 273 тыс. экземпляров учебных пособий для учащихся, учителей, родителей по программе «Полезные привычки» (1—4 классы) и такой же комплект тиражом 141 тыс. экземпляров по программе «Полезные навыки» (5—7 классы).

Образовательные учреждения 17 субъектов Российской Федерации (а это 120 тыс. детей и 5 тыс. педагогов) третий год работали по программе «Разговор о правильном питании», разработанной Институтом возрастной физиологии РАО при спонсорской поддержке фирмы «Нестле». Ее основная цель — формирование у детей готовности к соблюдению культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

В России медленно, но все же развивается сеть школ, в которых проблемы здоровья учащихся решаются достаточно хорошо. Вместе с тем очевидно, что даже самые лучшие программы, реализуемые в отдельных школах, не могут существенно повлиять на положение дел со здоровьем учащихся в всей системе образования. Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Многие проблемы, связанные со здоровьем нации, лежат в экономической, политической, организационной и других сферах. Известно, что в системе образования, как в зеркале, отражаются все социальные проблемы. Падение уровня жизни, социальные потрясения, нарушение системы общедоступной и бесплатной медицинской помощи и пр. — эти проблемы, безусловно, будут затронуты сегодня на «круглом столе». Однако прежде всего нам необходимо обсудить вопрос об использовании потенциала самой системы образования: понять возможности образовательного учреждения как центра здоровьесберегающего отношения к ребенку, найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников.

Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника?

В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. В дошкольных учреждениях, в приготовительных классах, различных школах для малышей дети занимаются неспецифическими для дошкольного этапа развития деятельностями: читают, пишут, изучают иностранные языки (и не по одному одновременно), занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями родителей), не учитывая при этом психологических возможностей возраста и не проводя соответствующей разъяснительной работы с семьей. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями.

Существующая практика подготовки к школе отрицательно сказывается на желании многих детей учиться в школе. Они уже настолько перегружены информацией и утомлены «дошкольной учебой», что не хотят идти в школу. Известно, что из тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе в различного рода подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. На вопрос «Хочешь ли ты учиться?» они отвечают: «Нет, хочу играть, гулять, разговаривать; петь люблю, плясать, а в школе нужно сидеть, молчать, делать не то, что хочешь…» Мы с вами должны отчетливо понимать, что разрушение мотивации учения — уже серьезный фактор риска.

Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. В соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что 85% детей делают ежедневно уроки в среднем по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа. Более того, даже в выходные дни учащиеся 1 класса занимаются домашними заданиями. Рабочая неделя у старшеклассников — в среднем 50,5 часов. Сравним это с продолжительностью рабочей недели у взрослого человека: она составляет 41 час. Наглядно видно, с какой перегрузкой работают школьники.

Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). 25% первоклассников и 21% десятиклассников ведут «сидячий образ жизни»: в школе они все время проводят за партами, а дома — перед телевизором и компьютером. 68,2% детей с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость: мало двигаются — много болеют.

В третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока(отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).

Многими образовательными учреждениями не выполняются требования нормативных документов. Эти нарушения начинаются с первого класса и постепенно приобретают характер устойчивой тенденции. Так, в первом классе ставятся отметки, задаются домашние задания, время урока превышает 35 минут, с нарушением гигиенических требований проводятся компьютерные уроки. Не соблюдаются требования базисного учебного плана: школа по собственному усмотрению перекраивает часы федерального компонента, увеличивает число одночасовых предметов, ищет всякие уловки, чтобы продолжить обучение во вторую половину дня и т.п. Все это приводит к тому, что нарастает проблема школьной дезадаптации: от 15 до 40% младших школьников испытывают трудности привыкания к школе.

Особое беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5 класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок (увеличивающийся объем нагрузок, вербальные методы обучения, отсутствие единых требований к учащимся со стороны учителей), и возможностями школьника этого периода развития. Многие учителя даже не имеют представления о том, что время обучения в 5-6 классах совпадает с первым, самым острым, но скрытым от внешнего взора, процессом полового созревания ребенка, и что этот период его жизни связан с некоторым «откатом» в развитии: уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится зачастую резким, несдержанным, капризным, неадекватно реагирует на замечания взрослых и сверстников. Опасность здесь в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Значит, нужно изменять особенности организации обучения в 5-6 классах (особенно в 5-ом), пересматривать содержание обучения, отрабатывать требования к средствам обучения, в том числе к учебникам, осуществлять их преемственность с учебниками начальной школы. Необходима соответствующая нормативная база, новые методические письма, раскрывающие особенности детей этого возраста и специфику их обучения в этот особый возрастной период.

По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

Беспокойство вызывает учебная ситуация в новых типах школ. Так, 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, тогда как в общеобразовательной школе эти цифры составляют 20—30%.

Таким образом, удельный вес негативных факторов внутришкольной среды составляет в начальной школе 12,5%, а к окончанию школы их доля возрастает до 21%.

Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.), не обходят стороной и старшеклассников. По данным социологических и медицинских исследований, с 1991 по 1997 год в 21 раз возросла заболеваемость сифилисом, в 12 раз чаще выявляется наркотическая зависимость. Если в 1991 году не были выявлены случаи алкоголизма у подростков, то в 1997 на каждую тысячу приходится 24 алкоголика-подростка. Быстрое половое созревание и условия социума, способствующие более раннему началу половой жизни, привели к возникновению нового для нашего общества явления — «подросткового материнства», что негативно отражается как на здоровье незрелых во всех отношениях матерей, так и на рожденных ими детях.

Вся эта печальная статистика говорит о том, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Что нужно сделать, чтобы школа, как важнейший социальный институт, внесла достойный вклад в решение проблемы здоровья школьников?

Во-первых, необходимо пересмотреть содержание образования, соотнести его с психологическими возможностями деией, оценить, какое содержание знаний неактуально для школьников данного возраста, снять имеющуюся перегрузку.

В последние годы начинает прослеживаться зависимость между видом школы и здоровьем школьников: чем выше статус образовательного учреждения (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов), тем больше возникает проблем со здоровьем. Нужно пересмотреть требования к максимально допустимым нагрузкам, оптимизировать учебную нагрузку за счет снижения ее аудиторной составляющей и использования здоровьесберегающих технологий, не допускать превышения максимально допустимых часов аудиторных занятий, контролировать объемы домашних заданий. Органы управления должны усилить контроль за образовательным процессом, разработать критерии оценки образовательного процесса с точки зрения сохранения здоровья детей. За нарушение здоровьесберегающих условий обучения необходимо строго предупреждать образовательное учреждение, а в особых случаях и лишать лицензии.

Сегодня, к сожалению, наблюдается неоправданная интенсификация учебного процесса, что ведет к необоснованному форсированию развития ребенка дошкольного возраста, превращению старшей школы в первый-второй курсы университета. Мы возлагаем большие надежды на модернизацию российского образования, включающую и обновление содержания общего образования. Необходимо определить тот достаточный уровень содержания образования, который позволил бы ученику каждой ступени успешно учиться на следующих этапах и в то же время не вредил бы его здоровью.

В то же время нельзя идти по пути формального уменьшения объема программного содержания, так как для всех нас очевидно, что простое уменьшение количества информации не всегда приводит к благополучию. Мы не должны допустить снижения общего уровня образования в России, поэтому особое внимание необходимо уделить внедрению в массовую школу эффективных здоровьесберегающих технологий, продумать условия организации современной здоровьесберегающей среды, как микро-(в классе, в школе, в семье), так и макросреды (ближайшее окружение школы, дворы жилых домов и пр.). Кроме того, важнейшим направлением деятельности школы должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.

На сегодняшний день личностно-ориентированный подход к растущему человеку — это основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в условиях школьной жизни. Реализация такого подхода позволит достичь принципиально нового уровня культуры человека, гармонии в нем физического, интеллектуального и духовного. В условиях проводимого эксперимента проверяются разные подходы к индивидуализации обучения (как в рамках уровневой, так и профильной дифференциации), что должно положительно отразиться на здоровье разных контингентов детей.

Это наша вторая важнейшая задача.

В-третьих, необходимо на государственном уровне заняться проблемой оснащения школьной здоровьесберегающей среды соответствующим оборудованием. С учетом состояния здоровья школьников нужно пересмотреть требования к школьному зданию, классным помещениям, оборудованию, техническим средствам. Необходимо создать новые требования к оснащению кабинетов, физкультурных залов, обеспечить функционирование в каждом школьном дворе спортивной площадки, по возможности организовывать кабинеты релаксации, отдыха, психологической разгрузки. Кстати, во многих школах России есть успешный опыт создания комнат релаксации, где много растений, птиц и рыб, играет тихая музыка и где можно расслабиться как учащимся, так и учителю.

Необходимо проверить разные формы проведения здоровьеукрепляющих мероприятий в школе: музыкально-ритмических перемен (такой опыт был с свое время в Грузии, в Прибалтике), дней здоровья (погоня за увеличением объема знаний и количеством предметов, особенно в старшей ступени школы, не оставляет для этого времени в школьной неделе), динамических пауз. Под этим углом зрения нужно пересмотреть отношение к школьным рекреациям — они, как правило, пусты и не создают условий для отдыха во время перемены.

Предметом беспокойства является организация детского досуга. Разрушились связи между семьей, школой и учреждениями дополнительного образования. Значительную часть времени дети проводят перед телевизором, компьютером. Недоступность для многих семей стадионов, плавательных бассейнов, спортивных секций и пр. снижает возможности компенсировать утомляемость детей и недостаточность двигательной активности. Нужно продумать возможные варианты включения школьника и его семьи в спортивную жизнь микрорайона, города, региона, вернуться к практике бесплатных (льготных) абонементов на стадионы (бассейны) для многодетных или малообеспеченных семей.

Может быть, разным учреждениям одного района города или поселка(таким, как стадион, библиотека, кинотеатр и пр.) целесообразно создавать совместные планы организации досуга школьников, которые будут направлены, в основном, на развитие туризма, организацию походов, физкультурных соревнований, встреч на природе и пр., то есть обеспечивать полноценный отдых детей вне школы.

Особая тема — подготовка кадров. Сегодня учитель не готов к решению задач, связанных с охраной и укреплением здоровья, не осознает важность здоровьесберегающих методик, плохо знает возрастные психо-физиологические особенности школьника, проявляет беспокойство лишь тогда, когда ребенок из-за частых пропусков уроков по болезни начинает снижать свои учебные результаты. Все это связано с тем, что в педагогических учебных заведениях недостаточное время уделяется общей физиологической, психологической, педагогической подготовке будущих учителей. Например, в ряде вузов на возрастную физиологию отведено всего 12 часов. Что может узнать за это время будущий учитель — вопрос риторический. В учебных планах педагогических вузов и колледжей резко снизилась доля педагогических и психологических дисциплин, педагогическая практика проходит формально и преимущественно на выпускном курсе.

Уже сегодня образование должно отвечать объективной потребности в гораздо более раннем самоопределении личности, профилизации общего образования. Это коренным образом изменяет роль педагогики и психологии в системе образования. Так, если в рамках традиционного или даже вариативного образования педагог и психолог участвуют главным образом в обсуждении той или иной образовательной модели, то при ориентации на проблемы ребенка они становятся активными участниками создания образовательной среды, образовательного пространства в целом. Последнее предполагает качественно иную квалификацию психологов и педагогов, сотрудников социальной службы, участвующих в разработке и реализации развивающих образовательных сред.

Таким образом, мы должны ставить по существу вопрос о необходимости создания целостной системы психолого-педагогического обеспечения образования как здоровьесберегающего ресурса. В качестве основных составляющих такая система должна включать:

  1. разработку концепции современной здоровьесберегающей школы;
  2. создание специальных дидактических систем, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья каждого школьника;
  3. обогащение психолого-медико-социальной службы; повышение профессионализма и ответственности ее работников;
  4. изменение содержания и форм (вузовской и послевузовской)педагогической и психологической подготовки специалистов образования.

Большую надежду мы возлагаем на средства массовой информации. Они должны помочь обществу справиться с проблемами сохранения здоровья. Сегодня даже детские передачи прерываются рекламой спиртных напитков, застолья и прочих мероприятий, которые создают отрицательную мотивацию на формирование здорового образа жизни. На телевидении отсутствуют детские передачи, рассказывающие о здоровом образе жизни, мало представлены детские спортивные соревнования, конкурсы и подвижные игры. Нет, к сожалению, программ, подобных передаче «Мама, папа, я — спортивная семья».

На заседаниях секций сегодня целесообразно обсудить и другие вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников: вопросы детского питания, медицинского обслуживания школьников, детского травматизма, влияния здоровья самого учителя на психическое благополучие школьников и другие.

В одной из школ поселка Черноголовка Московской области в учительской висит плакат, призывающий учителя организовывать обучение так, чтобы не вредить здоровью школьника. Там перечислены некоторые правила. Например, горячее питание, влажная уборка, проветривание, сменная обувь, утренняя гимнастика, уроки на воздухе, подвижные перемены, удобное расписание, посильные домашние задания. Вот так просто и очень доступно каждый день плакат напоминает учителю: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь».

Наверное, и нам всем нужно не строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели — сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.